Российские вожди, в силу природной непредсказуемости, отличались непревзойденным мастерством эпатажа. Проявлялось оно у каждого по-своему, приводя в шок лиц, отвечающих за их охрану. Взять хотя бы вождя мирового пролетариата тов. Ленина, избравшего своей трибуной крышу броневика, прибывшего для его охраны на Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года. Впрочем, обычно Ленин пользовался небронированными автомобилями, за что и поплатился.
Сменивший его Иосиф Виссарионович довел охрану своей персоны до абсурда.
Уже после победы над Гитлером, в 1947 году, Сталин обзавелся целой когортой бронелимузинов на основе ЗиС-110 (кстати, прообразом ему послужил американский «Паккард-180»). Первые пять автомобилей ЗиС-110С скрывали под округлыми, вальяжными формами около двух тонн брони (при общей массе 4670 кг). Все последующие (около трех десятков машин) модификации весили 4150 кг и именовались ЗиС-115 (рис. 11). Некоторые источники указывают 7300 кг, но это уже перебор - даже при наличии в конструкции агрегатов от грузовиков.Толщина стекол достигала 100 мм. Боковые стекла поднимались и опускались с помощью специальных гидравлических домкратов.
Рис. 11 ЗиС-115 тов. Сталина
Машина могла похвастаться безопасностью, но не комфортом - спартанский салон вполне отвечал духу Сталина.
Генералиссимус, опасаясь покушений, постоянно менял автомобили, и потому нельзя назвать персональным автомобилем вождя какой-либо определенный из десятков ЗиС-115. Доподлинно известно, что в Москве находятся как минимум два подобных экземпляра. Еще один экспонируется в Латвии в «Ригас Мотормузейс». Один лимузин - подарок Ким Ир Сену - находится в Северной Корее. Остальные - в закрытых частных коллекциях.
После смерти «отца всех народов» и переименования ЗиСа в ЗиЛ, обновленная продукция цеха №6 (завод в заводе) продолжала обслуживать высокопоставленных членов правительства и ЦК КПСС. Среди черных лимузинов (ЗиЛ-114, -115, -117) гаража особого назначения (ГОН) только специалист мог распознать броневики первых лиц государства. При внешней схожести с заокеанскими «Кадиллаками», отечественные бронелимузины несли оригинальные решения в том, что касалось безопасности элитных пассажиров. Чего стоит хотя бы капсульное бронирование салона, впервые примененное именно на наших машинах и лишь потом тиражированное на Западе. Или, к примеру, боестойкие шины «Гранит» (И-355), которые - при нагрузке до 900 кг на каждую - поддерживали скорость даже на пробитых колесах.
Рис. 12 Советские бронелимузины не уступали западным образцам
1. Степанов И.С., Евграфов А.Н., Карунин А.Л. Основы эргономики и дизайна автомобилей и тракторов. – М.: Академия, 2005.
2. Гришин А.Н. VIP-броненосцы. Журнал «Турбо» №5, 2002 г. стр. 32-35.
3. Гришин А.Н. Шины для бронемашины. Журнал «Турбо» №3, 2002 г. стр. 26-29.
4. Гришин А.Н. Автомобильное стекло: история и современность. Журнал «Автошанс» №7, 2007 г. стр.52.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.