правило, по отдаленным рынкам может передвигаться только перекупщик, а не конечный покупатель-потребитель. Конечно, возможны и исключения из правил, когда потребитель гоняется за товаром по значительной территории. Такая ситуация возникает в том случае, когда имеет место острый дефицит на тот или иной товар, или товар пользуется редким спросом. Мясо относится к товарам массового спроса, и в нормальных условиях товаропроизводитель ищет покупателя. Обратное положение будет явно экономически нецелесообразным, да и невозможным.
Но где границы рынка мяса республики? Село, город, район, республика в составе России? Если исходить из того, что рынок мяса как и любое другое экономическое образование для своего эффективного функционирования нуждается в общем управлении и регулировании, то границы республикан-ского рынка должны совпадать с границами субъекта Российской Федерации, наделенного Конституцией и законами России правами такого регулирования. Только в этом случае рынок мяса республики приобретает определенную системную целостность, переходя из просто совокупности меновых актов в систему взаимосвязанных социально-экономических отношений по реализации мясных товаров. Конечно, этот рынок не представляет собой изолированную систему: через вход в него могут поступать товары из других регионов, как и на нем будут закупаться товары для других регионов или рынков.
Рынок Кабардино-Балкарской республики, основываясь на местном
16 спросе и предложении и устанавливая межрегиональные торговые связи, а также связи с мировым рынком, формирует общероссийский рынок мяса. В функцию последнего входит обеспечение товарообмена в рамках всей страны и организация относительно равного доступа населения к мясным товарам в соответствии с наличном платежеспособным спросом. И на территории региона находится основная масса товаропроизводителей, являющаяся источником подавляющей части или даже всего предложения рынка мяса республики.
Эти факторы и обусловливают объективность функционирования рынка мяса республики, а отсюда и необходимость сознательного воздействия на этот процесс.
Есть и ряд других факторов, определяющих функционирование республиканского рынка: специфический спрос, более высокий уровень платежеспособного спроса по сравнению с другими регионами, религиозные требования и другие.
Современный рынок мяса Кабардино-Балкарской республики по ряду объективных причин не может функционировать в режиме абсолютно свободных рыночных отношений, т.к. на рынке действуют крупнотоварные производители, а производство скота и птицы требует крупных капиталовложений на стадии организации, а также значительных оборотных средств на стадии функционирования, т.е. существует большой риск для производителей. Мясо относится к социально значимым продуктам, цены на которые не могут устанавливаться только под воздействием спроса и предложения, что может сделать их недоступными для большинства населения. В связи с этим он требует государственного регулирования через экономические рычаги цен, доходов, инвестиций и т.д., а также в нужные моменты очень грамотно использовать и прямые административные рычаги. На рынке должны быть установлены равноправные отношения между органами государственного управления и
17 субъектами экономики, т.е. все действуют в рамках существующих законов и равны перед законами. Концепция функционирования развитого рынка мяса должна строиться исходя из следующих принципиальных положений [86,101,107]:
- цены на энергоносители как товары естественных монополистов должны контролироваться государством и устанавливаться на уровне минимальной рентабельности этих отраслей с тем, чтобы не повышать издержки у энергопотребителей на внутреннем рынке;
- цены на средства производства необходимо регулировать таким образом, чтобы не допускать диспаритета с ценами на сельскохозяйственную продукцию;
- цены на сельскохозяйственную продукцию регулировать путем установления с помощью различных средств верхней и нижней границы таким образом, чтобы по меньшей мере обеспечивалось простое воспроизводство и создавались денежные ресурсы для уплаты процентов по кредитам на инвестиции;
- банковской системе, обеспечить процентную ставку по кредитам не выше уровня рентабельности производства, т.е. инвестиции в производство должны быть эффективными; в связи с этим для сельского хозяйства организовать особую кредитную систему с более низкими процентными ставками, чем для сфер деятельности с быстрым оборотом капитала;
- все цены устанавливать на уровне, обеспечивающем сбыт продукции на внутреннем рынке, т.е. розничные цены на продовольствие такие, что они доступны для массового потребителя;
- товаропроизводителям производить товары в соответствии с платежеспособным массовым спросом;
- качественный, экологически чистый продукт;
- оптовой и розничной торговле выполнять функции по организации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.