Предупреждение неисправностей пути
Основой текущего содержания пути является предупреждение появления неисправностей. Только на такой основе можно обеспечить бесперебойное движение поездов. Нормы содержания пути являются жесткими, а допуски от этих норм исчисляются миллиметрами. С ростом грузонапряженности количество деформаций (отклонения в плане, по уровню и т. п.) растет. Поэтому, если допустить производство работ по принципу ликвидации неисправностей, это будет означать содержание пути на грани между допустимым и опасным состоянием, что практически может привести к нарушению основного закона текущего содержания — обеспечения бесперебойного движения поездов.
Применение принципа предупредительных работ приводит к значительной экономии в затратах труда и материалов. Объем работ при ликвидации неисправности в начальной стадии ее развития значительно меньше, чем при исправлении в последующих стадиях.
Предупреждение неисправностей имеет большое значение для увеличения сроков службы элементов верхнего строения пути и сооружений. Чем меньше по размеру допускаются остаточные деформации пути, тем с меньшим напряжением работают его элементы— рельсы, шпалы и др.
Для эффективного применения системы предупредительных работ и мероприятий при текущем содержании следует правильно определять причины деформаций пути и соответственно устанавливать способы и время производства необходимых работ.
Остаточные деформации и неисправности пути можно разделить по причинам их возникновения на три типа.
К первому типу относятся деформации, предопределяемые параметрами, принятыми при расчете конструкции верхнего строения пути. Эти деформации можно разделить на сплошные, относительно равномерно распределенные вдоль пути (общая осадка пути, осадка полевой рельсовой нити, сплошное отрясение концов шпал и др.), и точечные (просадки пути на стыках, ослабление стыковых болтов и т. п.).
Деформации этого типа не могут быть полностью исключены предупредительными мерами. Однако тщательное содержание пути уменьшает интенсивность их накопления. Предупредительными работами при этом должны быть, например, наплавка концов рельсов и крестовин при местных их износах, шлифовка головки рельсов по поверхности катания при волнообразном износе, регулярное подкрепление стыковых, клеммных и закладных болтов.
Систематически накапливающиеся деформации должны ликвидироваться в плановом порядке, через определенные интервалы времени. При выполнении ремонтов пути в установленные сроки значительная часть равномерных деформаций будет ликвидироваться.
Ко второму типу относятся остаточные деформации пути, которые появляются при неправильном содержании каких-либо его элементов. Например, угон пути возникает при неудовлетворительном содержании противоугонных или клеммных болтов; просадки на стыках увеличиваются вследствие ослабления стыковых болтов.
Чтобы не допустить деформаций этого типа, необходимо содержать все элементы пути в соответствии с установленными правилами, своевременно заменять изношенные и деформированные элементы, пополнять при необходимости балластную призму и т. д.
К третьему типу относятся деформации, возникающие в пути вследствие неоднородности прочностных и других свойств отдельных его элементов, особенно земляного полотна, балластного слоя, шпал и частично металлических элементов верхнего строения. Степень неоднородности, место и время ее проявления трудно поддаются контролю. В то же время эти деформации очень опасны, так как носят местный характер, могут быстро развиваться и вызывать резкие нарушения плавности движения поездов. Особую опасность представляют такие деформации, как излом рельсов по причинам, например, наличия посторонних включений в металле.
Для предотвращения деформаций третьего типа необходимо систематически проводить мероприятия, предупреждающие появление слабых мест в пути, устранять неоднородность состояния элементов пути.
Чтобы предупредить появление указанных выше остаточных деформаций, необходимо повседневное наблюдение за путем и за его элементами, изучение их поведения, сопоставление обнаруженных фактов. На основе анализа причин возникновения неисправностей должен быть определен и способ предупреждения развития деформации. Если неисправность пути все же допущена, то при ликвидации ее необходимо также ликвидировать и причину или комплекс причин, вызывающих ее появление.
Система предупредительных мер эффективна не только при выполнении работ на самом пути. Борьба со снежными заносами, с размывами пути ливнями и паводками должна носить также предупредительный характер. Например, устройство надежной снегозащиты предупреждает попадание на путь метелевого снега; в горных районах систематические обследования бассейна стока поверхностных вод и своевременно принятые меры предупреждают заторы, скопление воды и внезапный приток ее к пути,
3. Непрерывный контроль и изучение пути
Непрерывный контроль и изучение состояния пути позволяют правильно планировать и выполнять работы по текущему содержанию, соблюдая их предупредительный характер.
Требование обеспечения бесперебойного движения поездов определяет и другие существенные положения организации текущего содержания пути. Так, при планировании работ зимой в первую очередь назначается очистка пути от снега на тех участках, где имеются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.