Парижский авероизм и учение о двойственной истине. Взаимодействие арабов и завоеванных народов. Онтология и естественная теология

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Парижский авероизм связан с учением о двойственной истине. Преподаватели факультета искусств или преподаватели философии не будут долго довольствоваться грамматикой и логикой, а возжаждут глубинного философского знания, и постараются обосновать, укрепить свой статус преподавателей факультета искусств. В середине 13 века лекции по философии Аристотеля на факультете искусств читались довольно свободно, запрет на чтение аристотелевских работ не действовал. В 1277 году Этьен Тампье вводит запрет и осуждает аввероизм за несоответствие требованиям. Авероистами принято называть преподавателей, читающих лекции по Аристотелю. Прозвище Аристотеля было «комментатор». Латинские аввероисты были первыми «ласточками» интеллектуального движения в западной Европе, которые находили в мысли, в интеллектуальной деятельности смысл своей жизни. Достаточно свободно относились к церковной иерархии, позволяли ее себе критиковать.

Боэций «О вечности мира». В этом трактате показываются рамки философского знания. Натурфилософ может доказать, что мир сотворен, но не может доказать, что мир возник во времени. Этот вопрос находится вне компетенции метафизики. Аверойсу принадлежит учение «О двойственности мира». Боэций этого прямо не утверждает. Фома Аквинский выступал против аверистов в вопросе «о деятельном и возможном интеллекте», авероисты утверждали, что у всех людей единый, возможный интеллект. Фому эта формулировка не устраивала, он полагал, что такая позиция разрушает христианскую идею об индивидуальном спасении.

Взаимодействие арабов и завоеванных народов (греков, сирийцев и др) привело к складывания новой, своеобразной культуры, основой которой был ислам. Ислам стал религией завоевателей. Однако благодаря наследию греков, ислам приобрел интеллектуальную основу. Ислам исключает антропоморфизм. В семитской культуре слово «нос» было синонимом «Лица», поэтому арабы лишали носа все греческие статуи. Кроме философии и медицины, арабов мало что могло привлечь в греческой культуре. Возникновение калама – спекулятивной теологии. Он стал результатом потребности толкования догм исламского вероучения. Последователи калама (мутакалимы) устраивали собрания-диспуты, в которых участвовали и их оппоненты. В этих спорах обсуждались первые философские проблемы: вопрос о единобожии, является ли Коран сотворенным или нет, есть ли свобода воли или нет, исключать верующего из числа мусульман, за смертные грехи.

К разряду самых влиятельных школ калама относятся мутазилиты и ашориты. Ашоризм связан с исламским традиционализмом, его представители догматики. Мутазилиты были рационалисты, в их среде сформировался особый тип интеллектуальной деятельности «философа».  Первый крупный представитель арабомусульманского мира это Аль Кенди, который занимал высокое положение при дворе, в середине 9 века. Калам – означает речь. Для учения Аль Кенди характерен неоплатонизирующий аристотелизм. Он утверждает, что с помощью разума можно построить философскую теологию, где доказывалась бы истина творения мира из ничего. Как раз в этом сомневался Боэций. Но в 9 веке между разумом и верой полная гармония. Это одно из положений Корана. Аль Кенди различает активный интеллект, который представляет собой активной субстанцию вне человеческой души, и пассивный интеллект, которым каждый человек обладает в потенции. De intellect de intellectum («Об уме и умопостигании»).

Аль Фараби, 10 век. Его прозвище «второй учитель». Был исключительно разносторонне развитым человеком, владел арабским, греческим и многими другими языками. Особенно его увлекали занятия философией. У него есть трактаты по геометрии, арифметике, поэтики, физике, каллиграфии, этике, политике, юриспруденции и др. Он подчиняет мусульманскую теологию философии. Выстраивает некоторую иерархию. На вершине находится неоплатоническое Единое, которое отождествляется с аристотелевским Умом и Аллахом. Из Аллаха путем эманации проистекает первая интеллигенция (=идеи, духовная деятельность). Та в свою очередь, дает начало второй (=мировая душа у неоплатоников). Самая низшая интеллигенция, десятая, это деятельный разум. Сам процесс эманации вечен. Он не принимает идеи Плотина о возможности мистического слияния с Единым. Частично его произведения были переведены на Латынь.

Ибн Сима или в латинской транскрипции Авиценна. Жил он в 980-1037 год. Ученый энциклопедист, которого прозвали «мудрецом» или «духовным наставником». Его произведения почти целиком переведены на русский язык. Ему приписывают от 100 до 500 произведений. Он в первую очередь известен как талантливый медик.  «Книга исцеления», «Указания и наставления» (последний опус, написанный им незадолго до смерти). В общем делении философии Ибн Сима следует Аристотелю. Теология делится на 2 группы:

1. Онтология и естественная теология

2. Темы исламского вероучения.

Он проводит различие между сущностью и существованием. Существование истолковывалось как акциденция сущности. Авиценна не согласен с этим. Он проводит разделение между человеком и реальными людьми. Причина существования реального сущего – per se  (необходимое). Существование возможных сущих – per aliquid (возможное). Так же Ибн Сима утверждает о вечности мира. Творение мира осуществляется в вечности. Бог не принужден творить, но он творит именно потому, что он таков, каков он  есть. Произвольное творение Богом мира Авиценной отрицается. Он присягает на верность неоплатоническому учению о 10 интеллигенциях. Бессмыслено говорить о душе без тела.

Ал Газали 1058 – 1111. Авторитетный для ислама мыслитель. Его часта сравнивают с Августином, и говорят об мусульманине втором по величию после пророка Мухаммеда. Вел аскетический образ жизни. Подвергает критике некоторые положения Аристотеля.

Ибн Рушт. Известен в латинском мире под именем Аверойса. Был испанцем.  Несмотря на столь отдаленные точки от арабского мира, шла довольно активная коммуникация. Занял отвественные посты придворного медика и высшего судьи в стране. Самое известное произведение «Опровержение опровержения». Главный тезис Ибн Рушта – разум имеет превосходство над верой, т.е. философия важнее теологии. Выступает последовательным сторонником знания, которое получено достоверным путем. Этот вид знания противопоставляется риторики и диалектики. Философы – люди избранные. Мы должны следовать Аристотелю.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
35 Kb
Скачали:
0