Учений Августина может быть охарактеризовано как смягченный платонизм. Бог один является источником света и он один должен быть познан, поскольку существует прежде всех вещей и идей. Illuminatio – естественный свет разума, присущий душе как творению Бога. Бог познается во всем, ибо он создал все. Само существование конечных вещей указывает на необходимость существования бессмертного Творца. Главное заключается же в природе и устройстве человеческой души. Все рассуждения служат тому, что бы открыть истины, которую носит в себе любой человек. Познание не может происходить из ощущения, поскольку низшее не может воздействовать на высшее. Познание Бога возможно через ту часть души, которую Августин называет mens – ум. Познание не возможно без духовных приготовлений (очищение – катарсис). Очищение постом и молитвой. Что бы найти Бога надо его искать. Если Богом даровано благодать, то разум найдет только то, что освящено верой. Исповедь – необходимый элемент богопознания. Истина может существовать как философский вывод, мы можем распознать ее по отдельным признакам, однако достичь ее можно только после духовных приготовлений. Конечная цель обретение истины ради вечной истины.
Душа всегда извлекает истину из себя самой, даже если может показаться, что она эту истину открыла. Извне в душу ничто не проникает. Сам факт мысли указывает на присутствие Бога. Если ты веришь в Бога, то не важно, знаешь ли ты Бога или нет (знание = способность рассуждать). Я есть, я мыслю и меня создал Бог. Познать истину, познать бытие – очень сложно. Самопознание души есть начало самопознания Бога. Августину не хватало строгости метода, что бы прийти к тем же рассуждением что и Декарт, спустя 12 столетий. Декарт из факта «я существую» вывод факт существования Бога. Для античности воля это функция, связанная с умом, которой можно давать направление. Вся проблема в воспитании разума, необходимо воспитать разум, чтобы он отдавал правильные приказы воле. Христианская проблематика возникает в осознании глубоко противоречия между волей человека и волей божественной. Тела, душа, дух рассматриваются через творения, воплощение и воскресение Христа, проходит тот же путь, что и весь мир. Человеческая природа повреждена изначально – грехопадением. Избавить только разумом, одним волевым усилием, невозможно, необходимо воплощение Бог и воскресение. Человек, к которому Августин обращается в «Исповеди» это образ и подобие троицы. У Августина есть целое сочинение о Троице. Он показывает, что, даже отвергая троицу, языческие философы близко подходили к истине, деля философия на 3 составляющих. Все вещи были созданы в начале. Августин соотносит три лица святой троицы со способностями человеческой души. Память ум и воля с одной стороны, заключены в душе, с другой стороны не являет саму душ, а между тем троица не есть в боге, но есть Бог. Три лица троицы это не три способности души. В боге всегда есть три, в душе эти способности не равномерны.
Зло характеризуется вслед за Плотином как privatio boni (лишенное добра). Для всех живых сущест болезни и раны это недостаток здоровья. Августин указывает, что раны не представляют собой какой-то отдельной субстанции. Тело есть некое благо, но в него некоторым образом проникает зло, поскольку оно тварно. Добро содержащее в себе зло, есть добро испорченное.
Полемика с Пелагием. Антипалагиамское богословие Августина.
Пелагий – церковный учитель, пытавшийся привнести элементы античного учения о свободе.
1. Люди до своего рождения не совершали ни добра ни зла, а тяготы их нынешний жизни происходят не от того, что каждый совершил по своей вине в прошлой жизни, а в том что человек, выйдя из Адама и Евы приобрел позорное пятно смертного греха. Избавиться от первородного греха можно только возродившись во Христе с помощью благодати.
2. Благодать Бога дается детям или взрослым не за их заслуги.
3. Божественная благодать это помощь, которая посылается детям и взрослым для совершения добрых поступков.
4. Благодать дается не всем людям.
5. Благодать даруется по одной лишь милости Божьей.
6. Тому, кому Богом отказано в благодати по справедливому решению.
7. Мы знаем, что надо явиться перед судом Христовым.
8. Мы знаем, что и дети будут наказаны за то, что совершили, живя в теле. Дети умершие не достигши, сознательного, образа будут также судимы.
9. Те кто умирают во Христе рады смерти.
10. Мы знаем, что те кто верит в бога всем сердцем делают это по совей волей и по-своему собственном урешению.
11. Мы знаем, что будучи правоверными, мы постигаем правоверно.
12. Мы знаем, что наш долг благодарить Бога за великое благо, открыть истину тем, кто в нее не верить.
De cevitate Dei – о граде божьем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.