Аллегорическое изображение пещеры в диалоге Платона “Государство”. Аллегорическое представление о пещере

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Государственный Университет – Высшая школа экономики

Факультет философии

Эссе по дисциплине "Научно-исследовательский семинар"

на тему

«Аллегорическое изображение пещеры в диалоге Платона “Государство”»

Выполнил:

Проверил:

Москва – 2011

Среди сочинений Платона диалог «Государство», посвященный проблеме построения идеального государства, является одним из знаменитейших. Его «всесторонне обдуманная, внутренне завершенная … концепция управления идеальным городом-государством неоднократно становилась предметом разноречивых мнений и вызывает дискуссии до сих пор» [Графский, 1982: 41]. В VII книге мы находим знаменитый миф о пещере. Платон уподобляет наш мир пещере с широким входом, человеческое существование – темному существованию узников. Но каково значение этого аллегорического представления? Для ответа на этот вопрос обратимся сначала непосредственно к самому тексту «Государства».

«Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков.  Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная … невысокой стеной […] Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.»  [Платон: 514a – 515a]. Таково положение людей, находящихся в пещере. Некоторые же оказываются способны выйти наружу. Однако это освобождение происходит не по их собственной воле. Они испытывают мучительную боль, взглянув в сторону света, но, привыкши к своей новой реальности, видят подлинные вещи, а не их тени или отражения в воде. Человек, овладевший способностью созерцать вещи сами по себе, будет способен глядеть и на Солнце, осознавая его действительные свойства.

Таким образом, Платон рисует несколько ступеней познания: созерцание теней - воображение, видение статуй - верование, образ солнца - чистое созерцание.  Мы также имеем аспекты: мистический и теологический. Жизнь, основанная на одних лишь чувствах – это пещерная жизнь. Путь восхождения от чувственного к интеллигибельному есть "освобождение от оков", т. е. преображение. Высшее  познание солнца – это созерцание божественного.

У мифа о пещере есть и политический аспект. Платон говорит о возможном возвращении в пещеру того, кто был освобожден. Вернуться с целью освободить и вывести к свободе тех, с которыми провел долгие годы рабства. Несомненно, это возвращение философа - политика, единственное желание которого - созерцание истины, преодолевающего себя в поисках других, нуждающихся в его помощи и спасении*. Его глаза будут вновь охвачены мраком, а его рассказы о подлинной реальности вызывали бы смех у других узников, которые, возможно, даже пожелали бы его убить. Но человек, видевший вещи сами по себе, может и должен рискнуть, ибо лишь исполненный долг придаст смысл его существованию.

Платон сам раскрывает смысл своего мифа. Под пещерой подразумевается наш материальный мир, мир чувственных предметов и явлений. Этот мир «неспособен постичь эйдетическую сердцевину мироздания, подлинный мир идей». [Малков, 1997: 245]. Ему противопоставляется мир идей. Это «подъем души в область умопостигаемого» [Платон: 517b], где царит, подобно яркому солнцу, идея Блага. Она находится на пределе познаваемости и лишь едва различима. «Однако стоит только ее там различить, и тотчас получается вывод, что именно она причина всего истинного и прекрасного» [Лосев: 1999]. У каждого человека в душе есть потенциальная возможность к такому воззрению, но далеко не все реализуют ее, ибо мучительно сложно глазу повернуться от мрака к свету, поэтому необходимо, чтобы вся душа целиком освободилась от чувственного мира.

Аллегорическое представление о пещере встречается не только у Платона. Образ пещеры издавна воспринимался как символ нечто таинственного и непознанного. Она пугала и одновременно влекла к себе. Например, в «Прикованном Прометее» Эсхила встречается схожий

Похожие материалы

Информация о работе