Де Ришельё пишет, что можно было бы разрешить в некоторых особых случаях, с санкции короля, после судебного разбирательства несколько поединков. Однако при этом две основные проблемы – истребление молодого дворянства и непослушание короне – остались бы таковыми. Поэтому в интересах государства он настаивает на полном запрете дуэлей. «В подобном случае только насильственные действия могут принудить всех к соблюдению Ваших [короля] законов и постановлений»[28]. За вызовы на дуэли кардинал советует королю брать участников под стражу и содержать за их же счет.
Наиболее известное событие, связанное с этими действиями, - казнь Монморанси-Бутвиля в 1627 г. за дуэль под окнами кардинала в Пале-Рояль. Такой дерзкой вызывающей выходки кардинал не простил, за нее и дуэлянт, и секундант поплатились головой. «Этим проявлением своей жестокости Ришелье продемонстрировал молодому поколению две вещи: корона объявляет монополию на насилие, а королевские эдикты касаются всех, даже дворян»[29].
Несмотря на такой радикальный подход к пресечению дуэлей, кардинал утверждает, что дворянство – основа власти монарха. Не только знать должна поддерживать короля, но и государю необходимо заботиться о своих верноподданных. Он настаивает на сохранении дворянского ополчения с обязательными выплатами жалования, о привлечении дворян на службу, за которую они также должны получать определенный доход. Король должен следить за тем, чтобы дворянство не разорилось вовсе. Кардинал же предлагает некоторые меры по облегчению жизни дворянского сословия. Одним из них является условие, которое, судя по всему, имеет непосредственную связь с деятельностью дю Плесси в качестве епископа Люсона. Речь идет о пожаловании бенефициев детям дворян, которые, впрочем, обязаны обладать необходимой ученостью. В таком случае «дворянское сословие почувствует себя в огромном долгу перед Вашим Величеством за то, что Вы частично освободите его от тяжкого бремени и дадите верный источник для содержания семейств»[30]. Здесь явственно проявляется память де Ришельё о времени, когда после смерти его отца сохранившееся за семьей епископство Люсон, о котором Таллеман пренебрежительно замечает: «это не бог весть что»[31], тем не менее, давало семье средства к существованию и было единственно верным на тот момент доходом.
В целом, позиция кардинала в отношении дворянства понятна. С одной стороны, он, видя упадок этого сословия, стремится поддержать его. Но с другой – поступательно и жестко душит любое проявление вольности и непослушания королю.
23.
[1] Ришелье А.-Ж. дю Плесси. Ук. соч. С. 207.
[2] Там же. С. 131.
[3] Там же.
[4] Там же. С. 155.
[5] Там же.
[6] Там же. С.144-146
[7] Там же. С. 164.
[8] Там же. С.234-238.
[9] Там же. С.166-167.
[10] Леви Э. Ук. соч. С. 113.
[11] Таллеман де Рео. Ук. соч. С. 113.
[12] Там же. С. 112.
[13] Ришелье А.-Ж. дю Плесси. Ук. соч. С. 244.
[14] Там же. С. 163.
[15] Там же. С. 222-228.
[16] Там же. С. 239.
[17] Там же. С. 240.
[18] Головин Л. Примечания // Политическое завещание… М., 2008. С. 369.
[19] Ришелье А.-Ж. дю Плесси. Ук. соч. С. 178.
[20] Там же. С. 179.
[21] Там же. С. 192.
[22] Там же. С. 149.
[23] Там же. С. 245.
[24] Хеншелл Н. Ук. соч. С. 32.
[25] Которые мы, к сожалению, не можем с точностью проследить по «Политическому завещанию» по причине, обозначенной нами в главе обзора источников.
[26] Хеншелл Н. Ук. соч. С. 33.
[27] Ришелье А.-Ж. дю Плесси. Ук. соч. С. 136.
[28] Там же. С. 138.
[29] Хеншелл Н. Ук. соч. С. 32.
[30] Ришелье А.-Ж. дю Плесси. Ук. соч. С. 135.
[31] Таллеман де Рео. Ук. соч. С. 64.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.