Романский стиль. Негативное восприятие готической архитектуры в Италии. Поддержка стиля Петраркой

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Сама готическая эпоха так и не породила единого термина для определения нового типа архитектуры. Строители соборов просто употребляли соответствующие названия, для обозначения тех "революционных" элементов конструкции, которые они использовали для решения своих технологических и эстетических задач.

В Германии, летописец Буркхардт фон Халл (Burckhard von Hall) написал, приблизительно в 1280 году, что церковь в Вимпфен им Таль (Wimpfen im Tal), которая была начата в 1269 году, была построена в большей степени по-французски (francigeno). Это название не описывает стиль, но просто указывает его происхождение, которое подтверждает представление, что никакое специальное название еще не существовало для стиля в целом".

Что касается отношения к этому явлению, то негативное восприятие готической архитектуры начинает формироваться в Италии, и связано с возрождением интереса к античной архитектуре. Известно, что в 1333 году Петрарка, побывал в Кельне и увидел там храм, который был незакончен, но произвел на него такое впечатление, что он назвал его самым великолепным в мире. Однако, именно Петрарка, восхищаясь искусством прекрасной античности, породил теорию, что все плохое пришло от варваров.7

Эта "варварская теория" была принята гуманистическими кругами. Ее поддержал Манетти в своей биографии Брунеллески, где утверждал, что архитектура пришла в упадок вместе с падением Римской империи, и что вандалы, готы, ломбарды и гунны привели своих бездарных архитекторов. При Карле Великом ситуация немного улучшилась, однако далее снова все пришло в упадок до появления Брунеллески в 1419 году. Эти идеи поддерживал и Филарете (1400-1469). Он проклинал человека, создавшего "современную" архитектуру, считая, что "это могли быть только варвары, которые принесли это в Италию"8.

Постепенно круг этих "варваров" ограничился "германцами и французами", которые впоследствии долго спорили между собой о месте и времени рождения готики.

В XVI веке в сообщении так называемого ПсевдоРафаэля9, представление о "готическом" еще более суживается и возникает термин "maniera tedescha". В этом сообщении также выдвигается теория о "лесном" происхождении готического стиля, базирующаяся на предположении, что германцы не умели рубить деревья, но связывали их ветви, таким образом, что возникала "стрельчатая арка". "Эта теория, что Готический стиль родился в лесах Германии, жила в различных формах с невероятным упорством, иногда в буквальной форме, и иногда в форме метафор".

Вазари, сравнивая эту "плохую" архитектуру с классическими античными ордерами писал: "есть также другая манера архитектуры, которую называют германской манерой…Эта манера была изобретена Готами". При этом Вазари совершенно забывает о французском вкладе в этот вопрос. В своих "Жизнеописаниях" он выражает глубокое презрение к готической архитектуре, отражая общее состояние итальянской ментальности по отношению к этой проблеме. Оценка Вазари готического искусства практически ничего не изменила в отношении к готике итальянцев, однако большая популярность его "Жизнеописаний" способствовала "возникновению глубокой трещины в североевропейской ментальности…, отторгнув готику от своих истоков и корней".

Во Франции все же помнили о том, что готический стиль возник именно на этой территории. Филибер Делорм в XVI веке называл его "французская мода" ("la mode Franfoise").

Термин "готика" вначале использовался по отношению к литературе, а позже был распространен на архитектуру. "Лефевр д’Этапль впервые употребил это слово в 1476 году,13 Гийом Бюде – в 1524 году. Оба гуманиста имели ввиду дурные образцы испорченной средневековой латыни…По всей видимости, первым, кто применил слово "готика" к средневековой архитектуре, был бельгийский иезуит Карол Скрибаний, охарактеризовавший построенное в 1531 году здание антверпенской биржи как "opus gothicum"14.

В XVII веке в отношении к готическому искусству проявились противоположные тенденции.

С одной стороны, известно сочинение Ж.Б.Мольера "Слава Валь де Грас" ("La Gloire du Val-de-Grâce", 1669), в котором

Похожие материалы

Информация о работе