2.3.2.05. «Источник теоретического материала»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Петербургский государственный университет
путей сообщения»
Кафедра «Основания и фундаменты»
Козловский В.Е.
Инженерная геология
Лекции
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2005
Лекция 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГЕОЛОГИИ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ГЛУБИННЫЕ СТРУКТУРЫ ЗЕМНОЙ КОРЫ
3. ОСНОВЫ ГЕОМОРФОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЕОЛОГИЯ – это наука о ЗЕМЛЕ.
ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ – это раздел ГЕОЛОГИИ, где поверхность ЗЕМЛИ, а вернее верхние ее слои, изучаются с целью возможности использования в инженерной деятельности человека.
Курс «ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ» непосредственно связан с инженерно-строительной деятельностью человека. Этот курс является как бы первой ступенью к такому сложенному и необходимому разделу деятельности строителя, как ФУНДАМЕНТОСТРОЕНИЕ.
Блок фундаментостроения включает в себя ИНЖЕНЕРНУЮ ГЕОЛОГИЮ, которую изучаем в этом семестре; МЕХАНИКУ ГРУНТОВ, Вы будите ее изучать в следующем семестре и ОСНОВАНИЯ и ФУНДАМЕНТЫ – завершающая дисциплина этого блока, изучаемая вами через два семестра.
Курс «ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ» включает в себя 8-9 ЛЕКЦИЙ, 4 ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТЫ, посвященные изучению МИНЕРАЛОВ и ГОРНЫХ ПОРОД, одну РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКУЮ РАБОТУ, включающая в себя построение ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕЗА.
Весь курс «ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ» разделен на 6 тем:
- основы общей геологии;
- основы минералогии и петрографии;
- основы гидрогеологии;
- геологические и инженерно-геологические процессы;
- основы грунтоведения;
- инженерно-геологические изыскания.
Формой отчетности по всему курсу – ЗАЧЕТ С ОЦЕНКОЙ.
Для получения «ЗАЧЕТА» по курсу необходимо прослушать курс лекций и иметь свой конспект по всем лекциям, выполнить 4 лабораторные работы и их ЗАЩИТИТЬ, выполнить расчетно-графическую работу и также ее ЗАЩИТИТЬ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерная геология. М. «Высшая школа». 2000. -511 с.
2. Основания и фундаменты транспортных сооружений: учебник для вузов, Глотов Н.М. и др. М., Транспорт, 1995. -336 с. (Часть 1 – Инженерная геология).
3. Гуменский Б.М. Основы инженерной геологии для строительства железнодорожных дорог Л., Недра. 1969. – 382 с.
__________________________________________________
4. Пособия к лабораторным работам по общей геологии . 1988.
5. Миловский А.В. Минералогия и петрография, М., Недра, 1973
6. Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей, М., Недра, 1979.
ГЕОЛОГИЯ – это слово греческого происхождения и оно означает «НАУКА О ЗЕМЛЕ». Первоначально эту область знаний называли ГЕОГНОЗИЕЙ – «ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ».
ГЕОЛОГИЯ – это обширная наука, ее можно сравнить с гигантским деревом, которое состоит из многочисленных корней и веток. Она включает в себя свыше 120 самостоятельных разделов (предметов), среди которых можно отметить:
- СТРАТИГРАФИЮ – изучает последовательность отложения горных пород;
- ГИДРОГЕОЛОГИЮ – изучает подземные воды;
- МИНЕРАЛОГИЮ – изучает минералы;
- ПЕТРОГРАФИЮ – изучает горные породы;
- ГЕОХРОНОЛОГИЮ – изучает время геологических процессов;
- ГЕОМОРФОЛОГИЮ – изучает рельеф поверхности;
- ГЕОДИНАМИКУ – изучает геологические процессы
и т.д.
В рассматриваемом курсе будем изучать всего несколько ответвлений от «ДЕРЕВА» геологических наук, входящих в ИНЖЕНЕРНУЮ ГЕОЛОГИЮ –
- ГРУНТОВЕДЕНИЕ;
- ГИДРОГЕОЛОГИЮ;
- МИНЕРАЛОГИЮ;
- ПЕТРОГРАФИЮ;
- ГЕОМОРФЫОЛОГИЮ;
- ГЕОДИНАМИКУ;
- СЕЙСМОЛОГИЮ.
ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ – это раздел геологии, изучающая строение Земли, горные породы и геологические явления выявления возведения инженерных сооружений и в целях обеспечения их устойчивости условий
Неразрывную связь с инженерной геологией имеют МЕХАНИКА ГРУНТОВ и ОСНОВАНИЯ и ФУНДАМЕНТЫ.
Можно считать, что в нашей стране ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГШИЯ, как наука зародилась в 1929 году, когда в ПЕТРОГРАДЕ приступили к изучению ГРУНТОВ в связи со строительством дорог. Возникло ГРУНТОВЕДЕНИЕ, в дальнейшем превратившееся в один из основных разделов ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ.
Впервые под названием «ИНЖЕРЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ» вышла книга немецких ученых, соответственно на немецком языке РЕЛИХА, КАМПЕ и ТРЦАГИ в 1929 году.
На первой стадии формирования ИНЖЕНРНОЙ ГЕОЛОГИИ в нашей стране решающее значение имело гидротехническое строительство, являвшееся частью ЛЕНИНСКОГО плана электрификации нашей страны (ПЛАН ГОЭРЛО). Были проведены широкомасштабные изыскания под строительство гидроэлектростанций на ВОЛГЕ, ДНЕПРЕ и других крупных реках страны.
В 1929 году была организована первая кафедра «ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕЛОГИЯ» в ЛЕНИНГРАДСКОМ ГОРНОМ ИНСТИТУТЕ, а в 1931 году – МОСКОВСКОМ ГЕОЛОГРАЗВЕДОЧНОМ ИНСТИТУТЕ.
В настоящее время ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ имеет большое распространение.
В 1964 году была создана МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ (МАГИ).
О значимости ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ для ЧЕЛОВЕЧАСТВА может служить тот факт, что инженерная геология из всех наук ближе всего стоит к проблеме ЭКОЛОГИИ, т.е. к проблеме ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
В настоящее время ЧЕЛОВЕЧЕСТВО вторгается в ПРИРОДУ, можно сказать вгрызается в нее. Хозяйственная деятельность человека часто приводит к нарушению сложившихся в природе связей и к нежелательным, но неизбежным процессам, которые иногда перерастают в стихийные явления. О том, что человечество сильно изменяет поверхность нашей планеты можно привести достаточно много примеров.
Так, в настоящее время около 9% территории суши застроены городами и инженерными сооружениями, где природные условия (температура, влажность, концентрация химических элементов и т.п.) резко отличаются от первоначальных условий. А в местах интенсивной застройки происходит даже проседание поверхности земли, это характерно для таких крупных городов, как ТОКИО, МЕХИКО, ВЕНЕЦИЯ, а некоторые долины КАЛИФОРНИИ за последние полстолетия опустились до десяти метров.
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ строящаяся дамба очень сильно изменила экологическую обстановку в части залива, отгороженной от моря дамбой (вода цветет, т.е. гибнет).
Изоляция залива КАРА-БАГОЗ от КАСПИЙСКОГО МОРЯ привело к уничтожению ценнейшего источника добычи соли (Туркмения) и нанесло неповторимый урон экологии ПРИКАСПИЯ.
Сегодня мы, к сожалению, являемся свидетелями того, что научно-технический прогресс действительно преобразует планету быстрее и в больших масштабах, чем даже землетрясения, извержения вулканов и другие природные катаклизмы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.