Дизайн и техническое оснащение музеев и выставок. Музейная экспозиция: понятие и методы построения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Дизайн и техническое оснащение музеев и выставок

Музейная экспозиция: понятие и методы построения.

Экспозиция музейная - основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры.

Методы: систематический метод построения; ансамблевая экспозиция; комплексно-тематическая (подробно в вопросах)

Экспозиционные материалы: понятие и характеристика

экспозиционные материалы - совокупность подлинных музейных  предметов, их воспроизведений, моделей, научно-вспомогательных материалов, включенных в музейную экспозицию.

Этикетка -  текст в экспозиции,  представляющий собой аннотацию к отдельному экспонату.

Научно-вспомогательные материалы - карты,  схемы, таблицы, планы, графики, диаграммы  и другие материалы,  которые дополняют выставочные экспонаты, помогают раскрывать их содержание,  но сами не являются музейными предметами.

Тексты в экспозиции,  представляющие собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей, то есть тех надписей, которые не являются экспонатами, а  выступают  в  служебной функции.  Ведущий текст в экспозиции аналогичен эпиграфу к литературному произведению. Заглавный  текст  является заголовком к разделу экспозиции, теме, подтеме или комплексу. Объяснительный текст (аннотации ) представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу или отдельному экспонату. 

Фонокомментарии – запись экскурсии на аудиокассету, заменяющая профессионального экскурсовода; шумов природы – голоса животных, птиц, шум водопада и т.п.

Проектирование экспозиции.

Научное проектирование экспозиции:

1)  подготовительный этап (изучение литературы по теме и архивных материалов, изучение и анализ музейных коллекций, составляются картотеки предполагаемых экспонатов).

2) разработка научной концепции, которая раскрывает экспозиционный замысел и дает общее представление о будущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, ее основная проблематика и тематическая структура, дается характеристика экспозиционных материалов и предлагаются методы их подачи, показываются отличия создающейся экспозиции от функционировавших прежде, а также ее особенности. При участии художника определяются требования к художественному проекту будущей экспозиции. Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупногабаритных экспонатов.

3) разработка расширенной тематической структуры — документа, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на взаимосвязанные части — разделы, темы, экспозиционные комплексы. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов, выделяются конкретные мемориальные комплексы, научные реконструкции, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на музейных посетителей — различные аудиовизуальные устройства, действующие модели, макеты, демонстрационные установки.

4) разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). В соответствии с расширенной тематической структурой научные сотрудники подбирают в фондах музея необходимые материалы и группируют их в экспозиционные комплексы. На этой же стадии готовится соответствующая документация для изготовления воспроизведений и научно-вспомогательных материалов, решаются вопросы, связанные с консервацией и реставрацией предметов.

Художественное проектирование.

Имеет образную природу. В художественном проектировании широко используются данные психологии и педагогики, учитываются психофизиологические особенности человека. Задачей художника является создание зрительных рядов, зон активного эмоционального воздействия и маршрутов следования посетителей. Работая над экспозицией, он должен опираться на знание музейной аудитории конкретного музея, социально-демографического состава его посетителей.

Техническое и рабочее проектирование

Заключается в разработке художником совместно с конструкторами, инженерами и экспозиционерами музея комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования, научно-вспомогательных материалов, осветительной аппаратуры и технических средств. Технорабочий проект включает ряд документов: деталировочные чертежи

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
51 Kb
Скачали:
0