Экскурсия и дифференциация экскурсионного обслуживания. Технология подготовки новой экскурсии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1. Экскурсия и дифференциация экскурсионного обслуживания.

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Признаки экскурсии: протяжённость по времени проведения; наличие экскурсантов(группы); наличие экскурсовода; передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту; наглядность, зрительность восприятия; целенаправленность показа; активная деятельность участников.

Классификация: а) по содержанию (обзорные/тематические: исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные);

б) по составу и количеству участников (индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д);

в) по месту проведения (городские, загородные, производственные, музейные, комплексные);

г) по способу передвижения (пешеходные и с использованием различных видов транспорта);

д) по продолжительности;

е) по форме проведения (экскурсия-массовка: ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод; экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха; экскурсия-лекция: рассказ преобладает над показом; экскурсия-концерт: посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса; экскурсия-спектакль)

Принципы: принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность

2. Технология подготовки новой экскурсии.

Этапы: 1. Определение цели и задач экскурсии. 2. Выбор темы. 3. Отбор литературы и составление библиографии. 4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. 6. Составление маршрута экскурсии. 7. Объезд или обход маршрута. 8. Подготовка контрольного текста экскурсии. 9. Комплектование "портфеля экскурсовода". 10. Определение методических приемов проведения экскурсии. 11. Определение техники ведения экскурсии. 12. Составление методической разработки. 13. Составление индивидуальных текстов. 14. Прием (сдача) экскурсии. 15. Утверждение экскурсии.

Документация, необходимая для оформления: технологическая карта; контрольный текст экскурсии; материалы «портфеля экскурсовода»; схема трассы маршрута транспортной экскурсии; перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке; инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях); инструкции для персонала; стандарты работы персонала; дополнительная информация.

Путевая информация. Предварительная работа — подбор материалов, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена путевая экскурсионная информация. Разработка путевой экскурсионной  информации включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием путевой экскурсионной информации, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; выбор наиболее эффективных методических приёмов показа и рассказа во время проведения путевой экскурсионной информации; подготовку технологической карты по маршруту; написание экскурсоводами, турлидерами индивидуальных текстов.

Требования к разработке маршрута: организация показа объектов и рассказа о них должно осуществляться в логической последовательности; обеспечение зрительной основы для раскрытия темы; компактность расположения объектов; доступность экскурсионных объектов, то есть наличие подъездных путей и площадок для показа; отсутствие повторных проездов («петель»); переход (переезд) от одного объекта к другому не должен превышать 10-15 минут; учет эстетической ценности окружающего ландшафта по пути следования.

3.Методика проведения экскурсии.

Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсанту легче усвоить содержание экскурсии, делается это с помощью методических приемов, которые делятся на приёмы показа и приёмы рассказа. Методические приемы подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых - помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами; приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.

приёмы показа: приём предварительного осмотра (позволяет самостоятельно осмотреть объект); панорама показа (наблюдение с какой-то точки); приём зрительной реконструкции (воссоздание); приём зрительного монтажа (суммируя внешний облик нескольких памятников); Прием локализации событий (связь с конкретным местом); Прием абстрагирования (выделение из целого частей); Прием зрительного сравнения; Прием интеграции (восстановление, восполнение: объединение частей в одно целое); Прием зрительной аналогии (ассоциации); Прием переключения внимания (контраст); Методический прием движения; Показ мемориальной доски.

приёма рассказа: приём экскурсионной справки (краткая информация); приём описания (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов); приём характеристики (определение отличительных свойств и качеств предмета); приём комментирования (смысл события, замысел художника); приём объяснения (сущность и причины); приём цитирования; приём вопросов и ответов; прием репортажа (о существующем ныне); Прием ссылки на очевидцев; Прием заданий; Прием новизны материала; Прием словесного (литературного) монтажа; Прием соучастия; Прием дискуссионной ситуации; Прием сталкивания противоречивых версий; Прием персонификации; Прием проблемной ситуации; Прием отступления; Прием индукции/дедукции; Климактерический прием (от не очень интересного к более интересному)

особые методические приёмы: прием, делающий экскурсию документальной, доказательной; прием исследования; прием демонстрации наглядных пособий.

4.Техника ведения экскурсии

К технике проведения экскурсии предъявляется ряд требований: Знакомства экскурсовода с группой (главное первое впечатление); Выход экскурсантов из автобуса (перед остановкой показа памятника нужно заинтересовать их); Расстановка группы у объекта (несколько вариантов); Передвижение экскурсантов (место экскурсовода в центре всей группы, при прогулке экскурсовод идёт первый, расстояние группы не более 7 метров); Возвращения экскурсантов в автобус(при посадке он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов); Место экскурсовода (в автобусе видеть всех, на экскурсии вполоборота к объектам); Соблюдение времени в экскурсии; Техника проведения рассказа при движения автобуса (микрофон); Ответы на вопросы группы (по окончании экскурсии, не прерывать рассказ); Паузы в экскурсии; Техника использования портфеля экскурсовода.


5.Экскурсовод, требования к профессии

Требования к экскурсоводу: Склонность к участию в культурно-воспитательной работе; Понимание значения экскурсия; Сознание своего долга; Наличие хорошей дикции; Опред.знания по темам; Совершенствование своих знаний.

Речь экскурсовода: Информативная, комментаторская, собеседная. Темп и ритм речи экскурсовода нужно менять в зависимости от рассказа, темп речи должен быть спокойным.

Классификация жестов: Указательные; Пространственные (границы

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
23 Kb
Скачали:
0