Тема 4. Механизм государственного управления
Вопросы
-
Социальный механизм государственного управления
-
Целеполагание в государственном управлении
-
Специфика управленческих решений и действий в системе государственного управления
Литература
-
Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. - М. : Проспект, 2006. - Раздел III. - Темы 15-18. - C. 337-436.
-
Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. - М. : Статус, 2002. - Т. 1. - Глава 5. - § 1-5. - С. 141-182.
-
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. - М. : Ростов-на-Дону : ИКЦ «МарТ», 2005. - Глава 8. -С. 187-230.
-
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М. : Омега-Л, 2006. - Раздел II. - Лекция 6. - С. 163-193.
-
Охотский Е.В. Государственное управление в современной России. – М. : МГИМО (У) МИД России, 2008. - Тема 9. - С. 349-400.
Структура социального механизма
Потребности
-
потребности – ощущение неудовлетворенности, характеризующее состояние социального субъекта
(потребности социальных групп)
(потребности отдельных людей)
Интересы
-
интересы - потребности, ориентированные на объект их удовлетворения
-
Степень выраженности интересов:
-
неосознанные интересы
-
артикулированные интересы (интересы, выраженные в форме требований)
-
агрегированные интересы (интересы, формируемые от имени группы)
Цели
-
цели государственного управления – желаемые состояния объектов и субъектов управления
-
Характеристика целей государственного управления:
-
множественность и иерархичность
-
повышенная роль субъективного фактора
-
политическая обусловленность
-
динамичность
Специфика постановки целей
-
учет множества внешних и внутренних факторов (ограничителей)
-
значительная роль субъективного фактора
-
необходимость соблюдения правил постановки целей
-
несовпадение ценностей и целей
-
несовпадение целей различных акторов
-
влияние политического фактора
Правила постановки целей
-
реальность (достижимость)
-
конкретность (операционализация)
-
подчиненность цели средствам
-
количественные ограничения
-
баланс целей
-
учет последствий
Причины ошибок при постановке целей
-
установка на незамедлительный результат
-
ложная экономия
-
установка на наименьшее сопротивление
-
стереотипы и предрассудки
-
влияние идеологии
-
вера в собственную непогрешимость
Ценности (не универсальный элемент)
-
ценности – то, что значимо для субъектов и объектов управления
Различия целей и ценностей в системе ГУ
цели
ценности
-
конечны
-
программируемое будущее
-
их достижение измеряемо
-
рациональны
-
соотносятся с затратами
-
имеют объективные показатели достижения
-
создаются, назначаются
-
есть исполнение, завершение
-
бесконечны
-
воображаемое будущее
-
приближение к ним оценивается в сравнении с другими
-
выражаются через стремление и удовлетворенность
-
соотносятся с эмоциями
-
субъективное восприятие
-
внушаемы
-
приоритет процесса (лучше, хуже)
Решения
-
решения в системе ГУ - целенаправленно разработанный, принятый и официально оформленный порядок, последовательность действий
-
Особенности решений в системе ГУ:
-
максимально формализованный характер
-
высокая степень несвободы
-
высокий уровень закрытости при подготовке
-
стандартизированные процедуры
-
специфические управленческие риски
Характеристики процесса принятия решений в государственном управлении
-
преимущественно закрытый характер на этапе подготовки и принятия
-
высокая роль политических факторов
-
высокая степень рисков
Основные риски при принятии решений в системе ГУ
-
риск ошибочной стратегии
-
риск ошибочной тактики
-
риск недостаточной компетентности
-
риск ненадежной информации
-
риск инновационной невосприимчивости
-
риск недостаточной мотивации
-
социально-психологический риск
Факторы, стимулирующие риски
-
наличие общества повышенного риска
-
обширное поле принятия решений
-
отчужденность власти от общества
-
консерватизм бюрократии
Основные действия в практике ГУ
-
планирование
-
организация
-
регулирование
-
координация
-
контроль
-
анализ
-
мотивация
-
коммуникация
Особенности действий в системе ГУ
-
строгая регламентация
-
повышенная ответственность
-
влияние политического фактора
Результаты
-
Характерные черты результатов в практике государственного управления:
-
многообразие результатов (результаты для общества как управляемого объекта, для системы управления и для отдельных участников)
-
в большинстве случаев полностью не совпадают с запланированными
-
неоднозначно воспринимаются участниками