Проблема
соотношения души и тела: душа вечна, разумна, неповторима, немата.
Ее свойства: мысли, память, воля. Тело находится при душе ч-ка.
Проблема
соотношения веры и разума: “Сначала верь, а затем понимай” - девиз
Св. Августина. В душе можно найти все ответы, к-рые недоступны рациональному
познанию, хотя конечно не все. Высшее качество ч-ской души - стремление к Богу.
Ф-фия
истории.
Пытался определить общие закономерности в истории. Сущ-ют 6 этапов истории, как
ч-ской жизни + 6 дней творения мира Богом. 1) Адам и Ева млад-во; 2)юн-во;
.... 6)старчество (момент прихода И. Хр.). Бог заранее предопределил ч-скую
историю, сущ-ет свободная воля у людей исправиться. У истории есть начало и
есть конец.
Основные
произведения Св. Августина:" О Троице"; "О граде Божьем",
"Исповедь", " Три вдохновенных речи о
Боге,
об истории о ч-ке".
14. Ф-фия
эпохи Возрождения
Эпоха
В. хар-рна тем, что её наиболее яркие предст-ли были талантливы во
многом—живописи, скульптуре, науке и т. д. Прежде всего возражд-ся школы
Эпикура: 1. Возр-е эпикуреизма. Наиболее популярны были дискусии
возрождения о морали. Вопрос Петрарки : “Кто мы и куда мы идём?”. Франческо
писал стихи. Лоренсо Валла – изв неоэп-сты.
(15-16
века—расцвет Эпохи Возрождения 17 в.—эпилог Эпохи Возрождения. Томазо
Кампанелла—представитель конца Эпохи Возрождения.)
2. Возрожд-е
и неоплатонизм - интерес к ч-ской душе и телу,- Н. Куз - нем к-рый
служил в Италии. 3. Возрождается и аристотелизм. Это прежде
всего Уч-е о душе Пьетро Помпанацци. 4. Возр-я скептицизм (Мишель
Монтель) “Нужно говорить жизни да при любых обстоятельствах”. Меньше внимания
уделяется в эту эпоху религии и политике. 5. Николло Маккиавели—затрагивает
проблемму политики (“цель оправдывает ср-ва”). Томас Мор (коммун, “Óтопия”) о проблеме ч-ск
счастья, рав-ва. 6. В области религии—Эразм Ротердамский, Мартина
Лютера, Жан Кальвин (зарождение протестанства).
Вывод:
Ф-фия Эпохи В. носит антисхолостический хар-р. В это время завершается
отделение ф-фии от религии, чему способствует теория двойной истины. В это
время обособляется предмет науки, к-рый призван изучать природу, от предмета
религии, которой отводится задача спасения души. Если для ф-фии средневековья
хар-рен теоцентризм, то ф-фия эпохи В. носит антропоцентричный хар-р: она через
гуманизм поднимает проблему ч-ской индивидуальности. Гуманизм возр-й—самая гл
особенность ф-фии эпохи В., хар-рно возрождение натуральной ф-фии, которая
часто носит пантеистический хар-р, т.е. не отрицая прямо сущ-ние Бога, его
как правило отождествляет с природой. Хар-рен возврат к диалектике, Возн-е
новых (прежде всего ест-ных) наук.
Поворот
от логической проблематики к ест-нонаучному познанию. (Коперник, Бруно,
Леонардо Да Винчи, Галилей—развитие наук, открытие законов
природы)—предпосылка упадка схоластики.
Одним из хар-рных
представителей ф-фии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401—1464). Как и
большинство философов его вр-ни, он ориентировался на традицию неоплатоников.
Однако он не слепо следовал этой традиции, а внес в нее существенные изменения.
Как мы уже отмечали, центральное понятие неоплатонизма — понятие “Единого”. У
платоников единое хар-ризуется через свою противоположность “иному”,
неединому. Николай Куз отвергает античный дуализм и заявляет, что единому
ничто не противоположно — Единое есть все. Это Фил-я установка служит основой
для пантеистического мировозр-я. Из утверждения, что единое не имеет
противоположности, Куз делает вывод, что единое тождественно беспредельному,
бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому
Куз называет его макс-мом, единое же — это минимум