Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы. Проблема начала философии. Проблемное поле философских исследований

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Обращение к духовному миру чел-ка, внутренней духовной жизни. Исихазм (от греч. "исихия" - безмолвие) – религ. движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной ("умной") молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека. Исихасты отрицали возможность познания божественной сущности. Но они различали "сущность" и "энергию" , которая пронизывает все сотворенное бытие и дает возможность познать бога через творение.

Жанр жития: «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского».

ФЕДОР КУРИЦЫН. Гл. мысль: личность – нечто самоценное, имеет право на свободу.

4) 16 в. – вершина развития русской культуры и ф-фии. Формирование мощного централизованного гос-ва во главе с И. Грозным. Доктрина – «Москва – третий Рим». Переписка И. Грозного с АНДРЕЕМ КУРБСКИМ. И.Грозный – абсолютная монархия, А.Курбский – идея святорусского царства, действия царя координируются Земским собором.

Единое сочинение «Великие Минеи четни» - собрание более 2000 сочинений, в течение ј века, труды Максима Грека, Иоанна Златоуста, Филиппа Пустынника. «Домострой» Сильвестра – правила частной жизни людей; образец – зажиточная семья, подчинение ее главе.

МАКСИМ ГРЕК (1470-1556). Грек по происх-ю, приглашен в Россию Василием III. Радикальные взгляды, осудили за антиклерикальную деят-сть, позднее жил в Троице-Сергиевом монастыре. Сочин.: «Беседа души и ума», «О пришельцах-ф-фах», «Беседа о пользе грамматики». Проблемы чел-ка, души, психологии.

2 борющихся направления в ф-фии: нестяжательство и иосифлянство. Нестяжательство - НИЛ СОРСКИЙ, ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ и др. – отказ от монастырской земельной собственности, требование секуляризации монастырской земли, требование превратить монашество в своеобр. средневек. интеллигенцию. Представление о человеке как "образе и подобии" бога, властелине тварного мира, наследнике бога на земле, призванным своим трудом поддерживать гармонию и порядок универсума. Идея свободной личности, независимой от гос-ва и несвязанной с никакой хоз. дея-стью.

Иосифляне – ИОСИФ ВОЛОТСКИЙ. Осн. цель – закрепить союз гос-ва и церкви на длит. время на Руси, за использование крестьян для работы на монастырских землях. Политизация монашеской жизни, резкое осуждение еретиков с требованиями их жесткой казни. Выражение иосифлянства – «Просветитель (против еретиков)».

Еретичество – МАТВЕЙ БАШКИН (изодрал кабальные списки своих крестьян, отпустил их на волю, идеи равенства и справедливости, заточен в монастырь), ФЕОДОСИЙ КОСОЙ (беглый холоп, защищал интересы крестьянства).

5) 17 в. – смутное время на Руси.

"Смута" нач. 17 века, поставившая под вопрос само бытие Московского гос-ва и всей русской культурной традиции, стимулировала появление фил-исторической рефлексии. Наряду с древнерус. богословско-исторической трактовкой государст. неурядиц как "божьих казней" за грехи всего народа начинает складываться идея посюсторонней, мирской ответственности "всей земли" (а не только царя) за состояние дел в гос-ве.

2 противоположные тенденции: 1) процесс профессионализации русской ф-фии, контролируемый гос-вом – формирование первых учебных заведений на Руси. 1632 г. – Киевско-Могилянская коллегия, основатель Петр Могила. Ф-фия – в высших классах, 3 года. 1687 – Славяно-греко-латинская академия. Проект Симеона Полоцкого. 3 класса – низший, средний и высший. Во главе – греческие просветители, братья Лихуды. 2) развивается неконтролируемая верхами демократическая культура низов, народное книжное творчество, старообрядчество. Крупнейшее событие 17 в. – раскол русской православной церкви. Патриарх НИКОН – решил поставить церковь вне гос-ва, проведение церковной реформы с целью усилить церковь, ставил себя на уровень «русского папы», хотел поставить себя во главе руси, а Русь – во главе мира.

Старообрядчество. ПРОТОКОП АВВАКУМ (1620-1688) – глава старообр-ва, около 50 сочин. Был сослан в Сибирь, предан церковному суду и живьем сожжен. «Житие Протокопа Аввакума» – главный канон старооб-ва, направлено на обличение Никона.

ЮРИЙ КРИЖАНИЧ. Энциклопедист 17 в., владел 6 языками. Классификация всех видов знаний, 2 вида – теоретическое и практическое. Теоретическое – духовное и мирское. Трактат «Беседы о правлении»: ф-фия явл-ся высшей ступенью познания

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
658 Kb
Скачали:
0