ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Дальневосточный государственный университет
Факультет журналистики
Кафедра истории и методов
ВЛАДИВОСТОК
2001
ВВЕДЕНИЕ
Программа курса «Социальные теории СМИ» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучение предмета предполагается на 3 курсе очного и 4 курсе заочного отделения Института массовых коммуникаций ДВГУ.
Целью данного курса является углубление знаний студентов в области теорий массовой коммуникации, понимания роли коммуникации и СМИ процессе эволюции человека и цивилизации в целом. Задачи дисциплины – проследить развитие СМИ до их современного уровня, выяснить в общих чертах их воздействие на людей и социальные процессы, очертить теоретические рамки, которые бы облегчили понимание всего этого.
Очевидно, что данный курс взаимосвязан практически со всеми теоретическими дисциплинами, преподаваемыми в институте массовых коммуникаций. И это вполне естественно. Исследования СМИ изначально появились как частные исследования представителей разных наук, обративших в конце XIX века внимание на резко возросшее влияние газет на процессы в области экономики, психологии и социальной стратификации. Впоследствии массовые коммуникации выделились в отдельную область научного интереса, однако и сейчас границы этой дисциплины весьма размыты: исследованиями в этой области занимаются многие науки – от философии, социологии до психологии и кибернетики - при этом выделяются самые различные подходы, направления, уровни анализа.
Более того, за прошедшее столетие стало аксиомой, что СМИ драматически затрагивают все аспекты развития общества – экономический, политический, морально-психологический, культурный… Поэтому исследования СМИ становятся с одной стороны все более многоплановыми, а, с другой, исследование процессов в этой области приобретает все большое значение для понимания глубинных социальных процессов. Во многих западных университетах курсы под названиями «Теории массовых коммуникаций», «Массовые коммуникации и СМИ», «Общество и его СМИ» и т. д. читаются на соответствующих факультетах на протяжении всех лет учебы. При этом в зависимости от конкретной специализации затрагиваются те или иные конкретные аспекты этой обширной области. Такое положение выглядит вполне логичным и современным.
По окончании изучения данного курса студенты должны:
¨ Знать и четко представлять глобальное воздействие коммуникации на развитие человеческой цивилизации. Некоторые адепты считают ее роль первичной в эволюции человека. Студент должен уметь либо отстаивать, либо отвергать данную точку зрения.
¨ Концептуально понимать влияние различных стадий развития СМИ на общество. В этом смысле также желателен элемент дискуссионного восприятия тезиса, что коммуникационные революции первичны по отношению к изменениям в общественной структуре.
¨ Иметь представление о главных направлениях исследованиях СМИ – проблема воздействия СМИ на общество, проблема воздействия общества на СМИ, проблема природы коммуникативного акта.
¨ Знать имена и основные положения концепций общепризнанных теоретиков социальных теорий СМИ.
Единого учебника доступного российским студентам по данной дисциплине пока нет, хотя в последние годы выпускается все большее количество весьма содержательных работ. Поэтому обучение предполагает активное посещение семинаров, участие в дискуссии и усвоения материала ряда книг, которые с той или иной долей условности можно назвать «базовыми» (см. список рекомендуемой литературы).
Сдача зачета происходит по результатам предоставления письменной работы. Она должна быть написана в рамках проблематики, очерченной данной программой, с использованием рекомендуемой литературы. Освоение новых публикаций прибавляет веса работе. При этом в качестве темы студент может выбрать как общетеоретическое рассмотрение взаимовлияния и взаимозависимостей общества и СМИ, так и описание конкретных проблем коммуникации и массовой коммуникации.
I. КОММУНИКАЦИЯ, МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Базовые понятия и схемы.
Понятие коммуникации и ее виды – личностная, межличностная и массовая. Основные признаки массовой коммуникации. Сходства и различия, достоинства и недостатки по сравнению с другими видами коммуникации. СМИ как «медиум» (gate keeper) в принципиальной схеме массовых коммуникаций.
Фундаментальное значение коммуникации для человека и общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.