РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Современный русский язык» (ОЗО)
специальность 021400 – журналистика
факультет журналистики
кафедра истории и методов журналистики
Составитель –
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа курса "Современный русский язык" (Введение в общую филологию. Фонетика. Орфография. Лексика. Состав слова. Словообразование. Морфология) для студентов 2 курса факультета журналистики ОЗО ДВГУ.
Программа курса "Современный русский язык" составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Цель курса - на основе изучения языковой системы русского языка и речевого опыта обеспечить оптимальное использование языка в разнообразных условиях речевого общения.
Задачи курса :
· сформировать у студентов современное научное представление о языке вообще - его происхождении, социальной сущности, функциях; о роли языка в средствах массовой коммуникации;
· дать студентам сведения, раскрывающие систему русского языка на уровнях фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и морфологии;
· совершенствовать у студентов культуру устной и письменной речи;
показать то новое, что свойственно языку 90-х годов 20 столетия; выявить законы и тенденции развития языка вообще.
Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта : "Введением в специальность", "Введением в литературоведение", "Историей отечества", "Психологией", "Логикой".
По завершению обучения по дисциплине студент должен :
· иметь общее представление о языке как науке (происхождение языка, родство языков, сущности языка и его функциях; о происхождении языка и его видах; о структуре языка и разделах языкознания; о внешних и внутренних законах функционирования языка);
· иметь современное научное представление о системе современного русского литературного языка : 1) о его фонетической системе, ее единицах, знать основные звуковые законы в области гласных и согласных звуков; 2) о лексической системе и ее единицах, их значении; 3) о морфемике и словообразовании, их единицах, значении, о спорах синхронного словообразования и сопутствующих ему морфологических явлениях; о морфологии, ее единицах и свойственным им значениям;
· владеть нормами современного русского литературного языка : произносительными, лексическими, грамматическими; уметь пользоваться основными правилами орфоэпии, орфографии и пунктуации.
I Содержание дисциплины
1. Введение в общее языкознание (2 часа)
Предмет и задачи языкознания. Этапы развития науки о языке. Связь языкознания с другими науками. Язык как социальное явление. Теории происхождения языка. Язык как особая система знаков. Структура языка. Письмо : его происхождение и виды. Родство языков. Понятие о современном русском литературном языке и его нормах. Язык и речь. Законы развития языка. Русский язык конца ХХ столетия.
2. Современная русская орфография (2 часа)
Основные понятия и термины. Реформы русской орфографии. Принципы русской орфографии. Трудные и нерешенные вопросы современной русской орфографии.
3. Современная русская пунктуация (2 часа)
Основные понятия и термины. Принципы русской пунктуации, ее основные правила. Понятие о вариативных, факультативных, альтернативных знаках препинания. Нерешенные вопросы русской пунктуации. Новые тенденции в пунктуационном оформлении письменных текстов. Пунктуация современной газеты.
4. Фонетика и орфоэпия (2 часа)
Классификация звуков речи русского языка. Звук и фонема. Изменение гласных и согласных звуков в потоке речи. Понятие об орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм.
5. Лексика и фразеология (2 часа)
Лексикология как наука. Слово - основная единица языка. Аспекты изучения слова. Основные признаки слова, отличие слова от других языковых единиц. Функции слова. Полисемия и омонимия. Синонимия и антонимия. Словарный состав языка. Фразеология. Новая фразеология. Активные лексико-семантические процессы в языке конца 20 столетия.
6. Морфемика (2 часа)
Основные понятия и термины. Классификация морфем. Трудные случаи разбора слова по составу.
7. Словообразование (2 часа)
Основные понятия и термины. Основные способы словообразования. Предикативные и непредикативные типы современного словообразования. Активные процессы в словообразовании 90-х годов 20 столетия.
8. Морфология (2 часа)
Предмет морфологии. Основные понятия и термины. Классификация частей речи. Грамматические категории : значение и выражение. Грамматическая стилистика.
II Самостоятельная работа студентов (142 часа)
1. Чтение и конспектирование статей из журналов : "Русская речь", "Молодой журналист", "Филологические науки", "Русский язык в школе", статей, в которых ставятся и обсуждаются вопросы, связанные с развитием и современным состоянием языка.
2. Работа над орфографическим и лексическим минимумом.
(Морфемика. Словообразование, Морфология: именные части речи)
ЗАДАНИЕ 1.
Показать на примерах разницу в членении основы производных слов при морфемном и словообразовательном анализе.
Привести по 2 примера на разные способы словообразования:
1) аффиксальные: префиксальный, суффиксальный ( в том числе с нулевой суффиксацией), префиксально-суффиксальный, сложносуффиксальный;
2) безаффиксные: чистое сложение, сращение, аббревиация, субстантивация.
Выполнить морфемный анализ приведенных слов: укоренились, обновление, родительский, выбравшись, доносившийся, размахнулся, предыстория, обогреватель.
ЗАДАНИЕ 4
Выполнить словообразовательный анализ приведенных слов: копчености, рыжеусый, случайность, веснушчатый, участковый (сущ), вышестоящий, поголовье, отклик.
ЗАДАНИЕ 5
На примере одного существительного, прилагательного, числительного дайте характеристику именных частей речи по трем критериям:
1) значение части речи;
2) морфологические свойства;
3) синтаксические признаки.
ЗАДАНИЕ 6
От данных существительных образуйте форму множественного числа: отметьте нормативные варианты форм и их стилистическую окрашенность:
бухгалтер, инспектор, офицер, корректор, тополь, веер, директор, шофер
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.