Введение в общую филологию. Фонетика. Орфография. Лексика. Состав слова. Словообразование. Морфология

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                              РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                                                 дисциплины

                              «Современный русский язык» (ОЗО)

                    специальность    021400 – журналистика

факультет журналистики

кафедра истории и методов журналистики

Составитель –

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа курса "Современный русский язык" (Введение в общую филологию. Фонетика. Орфография. Лексика. Состав слова. Словообразование. Морфология) для студентов 2 курса факультета журналистики ОЗО ДВГУ.   

Программа курса "Современный русский язык" составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель курса - на основе изучения языковой системы русского языка и речевого опыта обеспечить оптимальное использование языка в разнообразных условиях речевого общения.

     Задачи курса :

·  сформировать у студентов современное научное представление о языке вообще - его происхождении, социальной сущности, функциях; о роли языка в средствах массовой коммуникации;

·  дать студентам сведения, раскрывающие систему русского языка на уровнях фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и морфологии;

·  совершенствовать у студентов культуру устной и письменной речи;

показать то новое, что свойственно языку 90-х годов 20 столетия; выявить законы и тенденции развития языка вообще.

Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта : "Введением в специальность", "Введением  в литературоведение", "Историей отечества", "Психологией", "Логикой".

        По завершению обучения по дисциплине студент должен :

·  иметь общее представление о языке как науке (происхождение языка, родство языков, сущности языка и его функциях; о происхождении языка и его видах; о структуре языка и разделах языкознания; о внешних и внутренних законах функционирования языка);

·  иметь современное научное представление о системе современного русского литературного языка : 1) о его фонетической системе, ее единицах, знать основные звуковые законы в области гласных и согласных звуков; 2) о лексической системе и ее единицах, их значении; 3) о морфемике и словообразовании, их единицах, значении, о спорах синхронного словообразования и сопутствующих ему морфологических явлениях; о морфологии, ее единицах и свойственным им значениям;

·  владеть нормами современного русского литературного языка : произносительными, лексическими, грамматическими; уметь пользоваться основными правилами орфоэпии, орфографии и пунктуации.

          I Содержание дисциплины

1. Введение в общее языкознание (2 часа)

Предмет и задачи языкознания. Этапы развития науки о языке. Связь языкознания с другими науками. Язык как социальное явление. Теории происхождения языка. Язык как особая система знаков. Структура языка. Письмо : его происхождение и виды. Родство языков. Понятие о современном русском литературном языке и его нормах. Язык и речь. Законы развития языка. Русский язык конца ХХ столетия.

2. Современная русская орфография (2 часа)

Основные понятия и термины. Реформы русской орфографии. Принципы русской орфографии. Трудные и нерешенные вопросы современной русской орфографии.

     3. Современная русская пунктуация (2 часа)

Основные понятия и термины. Принципы  русской пунктуации, ее основные правила. Понятие о вариативных, факультативных, альтернативных знаках препинания. Нерешенные вопросы русской пунктуации. Новые тенденции в пунктуационном оформлении письменных текстов. Пунктуация современной газеты.

     4. Фонетика и орфоэпия (2 часа)

Классификация звуков речи русского языка. Звук и фонема. Изменение гласных и согласных звуков в потоке речи. Понятие об орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм.

     5. Лексика и фразеология (2 часа)

Лексикология как наука. Слово - основная единица языка. Аспекты изучения слова. Основные признаки слова, отличие слова от других языковых единиц. Функции слова. Полисемия и омонимия. Синонимия и антонимия. Словарный состав языка. Фразеология. Новая фразеология. Активные лексико-семантические процессы в языке конца 20 столетия.

     6. Морфемика (2 часа)

Основные понятия и термины. Классификация морфем. Трудные случаи разбора слова по составу.

     7. Словообразование (2 часа)

Основные понятия и термины. Основные способы словообразования. Предикативные и непредикативные типы современного словообразования. Активные процессы в словообразовании 90-х годов 20 столетия.

     8. Морфология (2 часа)

Предмет морфологии. Основные понятия и термины. Классификация частей речи. Грамматические категории : значение и выражение. Грамматическая стилистика.

                    II Самостоятельная работа студентов (142 часа)

1. Чтение и конспектирование статей из журналов : "Русская речь", "Молодой журналист", "Филологические науки", "Русский язык в школе", статей, в которых ставятся и обсуждаются вопросы, связанные с развитием и современным состоянием языка.

2. Работа над орфографическим и лексическим минимумом.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3

(Морфемика. Словообразование, Морфология: именные части речи)

ЗАДАНИЕ 1.

Показать  на примерах разницу в членении основы производных слов при морфемном и словообразовательном анализе.

 ЗАДАНИЕ 2

Привести по 2 примера на разные способы словообразования:

1)  аффиксальные: префиксальный, суффиксальный ( в том числе с нулевой суффиксацией), префиксально-суффиксальный, сложносуффиксальный;

2)  безаффиксные: чистое сложение, сращение, аббревиация, субстантивация.

 ЗАДАНИЕ 3

Выполнить морфемный анализ приведенных слов: укоренились, обновление, родительский, выбравшись, доносившийся, размахнулся, предыстория, обогреватель.

ЗАДАНИЕ 4

Выполнить словообразовательный анализ приведенных слов: копчености, рыжеусый, случайность, веснушчатый, участковый (сущ), вышестоящий, поголовье, отклик.

ЗАДАНИЕ 5

На примере одного существительного, прилагательного, числительного дайте характеристику именных частей речи по трем критериям:

1)  значение части речи;

2)  морфологические свойства;

3)  синтаксические признаки.

ЗАДАНИЕ  6

От данных существительных образуйте форму множественного числа: отметьте нормативные варианты форм и их стилистическую окрашенность:

бухгалтер, инспектор, офицер, корректор, тополь, веер, директор, шофер

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
83 Kb
Скачали:
0