Предмет философии в историческом развитии. Кризис античного мировоззрения в философских учениях эллинистического периода, страница 5

17.  Каково значение опыта в становлении человека? Приведите доказательства.

18.  Каковы противоречия развития «второй природы»? Сравните «первую» и «вторую природу».

ВАРИАНТ 7.

1.  Как связана философия и частные науки? Могут ли частные науки обойтись без помощи философии? Приведите примеры.

2.  В чем проявляется космоцентризм античного мировоззрения и философии?

3.  В чем противоречивость средневековой концепции человека? Может ли человек с позиций христианского богословия достичь своих целей в земной жизни?

4.  Докажите, что в философии эпохи Возрождения проявились черты античного и средневекового мировоззрения. С чем это связано?

5.  В чем причины преувеличения роли разума философами Нового времени?

6.  В чем проявился агностицизм кантианской гносеологии? Как Кант объяснял причины своей позиции?

7.  Почему многие философские направления 20 века пессимистично смотрят на настоящее и будущее человечества?

8.  Попытайтесь охарактеризовать «русскую идею» вынашиваемую отечественными философами.

9.  Как связаны между собой категории «бытие» и «материя»? Приведите варианты решения из истории философии.

10.  Что означает тезис: Сознание имеет общественно- историческую сущность?

11.  Докажите принцип детерминизма на примерах взаимосвязи явлений общественной жизни, природы, мышления.

12.  Существует ли диалектика духовного мира человека? Аргументируйте свой ответ.

13.  Каково значение ощущений в процессе познания? Существует ли у человека психологическая потребность в ощущениях? Приведите примеры.

14.  Какими методами познания пользуются науки изучаемые Вами? Приведите примеры.

15.  Докажите взаимосвязь и взаимозависимость основных сфер общественной жизни: материальной, социальной, политической, духовной.

16.  Как связаны духовная культура общества и социально- экономический прогресс?

17.  Что означает тезис: человеческая природа- многомерна?

18.  В чем специфика философского подхода к исследованию экологических проблем?

ВАРИАНТ 8.

1.  Каковы причины возникновения философии? Когда и где она возникла?

2.  Что означает переход от мифа к логосу в античной философии? Как его объясняли античные философы?

3.  Как решалась проблема соотношения веры и разума в средневековой гносеологии?

4.  Чем ренессансное понимание природы отличалось от средневекового?

5.  Каково философское и практическое значение механической картины мира, созданной философами Нового времени?

6.  Объясните содержание гегелевского тезиса о тождестве мышления и бытия.

7.  Почему многие философские направления 20 века обратились к традиционным философским учениям?

8.  Какое влияние на становление русской философии оказало принятие христианства?

9.  В чем специфика философского осмысления природы? Приведите примеры.

10.  Какое влияние на формирование сознания оказывают коллективные формы жизнедеятельности людей?

11.  Какую роль в процессе развития играют противоречия? Докажите на примерах из общественной жизни, природы, мышления.

12.  Попытайтесь критиковать принципы диалектики? Можно ли найти слабые стороны метода?

13.  Процесс познания обусловлен активностью субъекта или активностью объекта познания?

14.  Можно ли проверять истинность идеализированных объектов? Приведите примеры.

15.  Каково отношение между объективными и материальными условиями общественной жизни?

16.  Можно ли силой навязать ценности культуры человеку? Как происходит процесс принятия ценностей личностью?

17.  Найдите философскую взаимосвязь необходимости и свободы человека?

18.  Охарактеризуйте противоречия между цивилизацией и культурой. Какие представители мировой философской мысли вскрыли сущность этих противоречий?