Предмет философии в историческом развитии. Кризис античного мировоззрения в философских учениях эллинистического периода, страница 4

ВАРИАНТ 5.

1.  В чем проявляется плюралистический характер философии? Как Вы оцениваете такое качество философских знаний?

2.  Сравните диалектическое учение Гераклита и Сократа? В чем разница в их подходе к процессу развития?

3.  Почему средневековую философию именуют морализующей? Какое место занимала мораль в средневековой культуре?

4.  Почему именно художник стал символом, ведущей фигурой эпохи Возрождения?

5.  Какое влияние на возникновение субъективного- идеализма(Д. Беркли, Д. Юм) оказал рационализм новоевропейской философии?

6.  Дайте оценку гегелевской философии истории? Каково значение принципов историзма разработанных Гегелем?

7.  В чем проявился аксиологический характер философии 20 века? Как вы понимаете понятие «ценность»?

8.  Как связаны русская философия и художественная литература? Приведите примеры.

9.  Выявите основные этапы становления категории «материя»? Какой вклад в понимании материи внесли естественные науки?

10.  Какую революцию в понимании человеческого сознания совершил Зигмунд Фрейд?

11.  Докажите связь парных философских категорий «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность» на примерах из общественной жизни, природы, мышления.

12.  Как используются законы диалектики в познавательной деятельности?

13.  В чем разница между дологическим и логическим познанием мира? Приведите примеры.

14.  Можно ли полностью познать истину? Почему путь к истине называют трудным и тернистым?

15.  Выявите противоречия общественного прогресса. Охарактеризуйте основные философские подходы в понимании сущности прогресса.

16.  Каковы отрицательные стороны цивилизационного подхода к истории?

17.  Какие проблемы взаимоотношений человека и общества Вы знаете? Должно ли общество полностью регулировать человеческую жизнедеятельность?

18.  Попытайтесь определить перспективы выживания человечества в условиях разрастания глобального экологического кризиса?

ВАРИАНТ 6.

1.  Почему проблема человека является одной из главных в философии? Может ли философское знание развиваться безотносительно интересам и ценностям человека?

2.  Была ли связана античная философия с естествознанием? Приведите примеры.

3.  Какое влияние на становление средневековой европейской философии оказала католическая церковь?

4.  Почему ренессансную картину мира мы именуем научной? Каково было отношение церкви к научным открытиям?

5.  В чем философский смысл теории «идолов» Фрэнсиса Бэкона? Какие цели поставил Бэкон перед наукой?

6.  Какие открытия совершил И. Кант в области этики?

7.  Почему позитивистская философия отрицает все предыдущие этапы философского поиска?

8.  Охарактеризуйте ключевой принцип философского учения В. Соловьева- принцип «всеединого сущего».

9.  В чем проявляется абсолютность, а в чем относительность пространства и времени?

10.  Как решается проблема соотношения материального и идеального на уровне сознания? Можно ли считать мысль сугубо материальным явлением?

11.  Как по- разному интерпретировалась природа развития в истории философии?

12.  Докажите на примерах диалектическую взаимосвязь причины и следствия.

13.  Какую роль в процессе познания выполняют категории? Изменяются ли философские категории или же они неизменны?

14.  Приведите ряд противоположных тезисов, доказательств утверждающих принципиальную познаваемость мира и полностью отрицающих ее.

15.  Каковы отрицательные прикладные стороны марксистского учения об общественно- экономической формации? Позволяет ли формационный подход исследовать все исторические типы обществ?

16.  Выявите противоречия культуры и природы. Может ли культура превозносить природное начало?