Схема учебной истории болезни психиатрического больного
1. Паспортная часть.
· Фамилия, имя, отчество
· Возраст
· Пол
· Профессия, место работы
· Домашний адрес
· Дата госпитализации
· Диагноз направившего учреждения
· Диагноз при поступлении
· Клинический диагноз
2. Анамнез жизни
Психиатрический анамнез – это предыстория болезни и в то же время история жизни, которая включает все биографические данные пациента. Этот род анамнеза нацелен на установление связей между отдельными событиями жизни, обнаружение истоков болезни в конкретных жизненных ситуациях. Для диагностики и терапии важен вопрос о времени первых проявлений болезни, о том, что послужило толчком к ее возникновению, развитию и усилению.
В данном разделе учебной истории болезни должны быть отражены сведения о значимых с медицинской точки зрения фактах жизни больного. Эта информация может оказаться важным подспорьем в установлении предварительного диагноза.
Необходимо указать сведения о рождении и развитии больного: наличие братьев и сестер, каким ребенком родился по счету в семье, течение беременности у матери, наличие перинатальных повреждений мозга, данные о своевременности физического и интеллектуального развития, заболеваниях детского возраста, наличии энуреза, боязливости, капризности, заикания, сомнамбулизма, судорожных приступов.
При сборе семейного анамнеза наряду с выявлением психических заболеваний у родственников надо обращать внимание на наличие неврологических заболеваний, фактов суицида у близких родственников, наличия близкородственных браков, наследственных заболеваний в семье. Положение пациента в семье в детские годы, позиция среди братьев и сестер, отношения родителей между собой. По возможности, установить причины смерти близких родственников. При необходимости составляется родословная. Отражается наличие раннего детского насилия в семье, факт воспитание в неполной семье, наличие тяжелых переживаний в детстве, других психотравмирующих ситуаций.
Указываются данные о полученном образовании: начало обучения в школе, успеваемость, индивидуальные склонности, взаимоотношения с учениками, участие в общественной жизни, отношения к родным и педагогам, дальнейшее образование пациента, служба в армии.
Профессиональный анамнез: время начала трудовой деятельности, дальнейшее повышение квалификации, профессиональные вредности, производственные проблемы, время выхода на инвалидности (если имеется группа инвалидности). Социальные связи, интересы и хобби.
Отмечается семейное положение: наличие детей, условия быта. Особое внимание уделяется взаимоотношениям в семье пациента, отношения каждого из родственников к больному и наличию у него психического заболевания. Обращается внимание на сексуальное развитие, выбор партнеров (например, наличие гомосексуальных склонностей и других девиантных тенденций).
Сведения о перенесенных пациентом болезнях и имеющихся хронических заболеваниях, особо отмечают те заболевания, на фоне которых могут развиваться различные психические нарушения (артериальная гипертензия, ревматизм, сахарный диабет, черепно-мозговая травма; эпизоды потери сознания).
Если возможно, то отразить особенности темперамента и характера пациента, его индивидуальные черты до момента настоящего заболевания. Активность, находчивость, любознательность или пассивность, неуверенность в своих силах, застенчивость, замкнутость, способность к социальным контактам и связям. Подозрительность, тревожно-мнительные черты характера. Педантичность, излишняя озабоченность деталями. Умение быстро освоить новую работу, подчиняемость дисциплине, отношение к своим обязанностям, инициативность. Терпеливость, настойчивость в выполнении своих желаний или торопливость, порывистость в поступках. Способность к сдерживанию своих чувств, желаний или склонность к аффективным взрывам. Потребность к перемене обстановки. Боязнь или жажда нового. Неустойчивость настроения, беспричинные его колебания.
Выясняют наличие синдрома зависимости от употребления алкоголя и других психоактивных веществ. Если имеются подозрения о наличии алкогольной или наркотической зависимости, то выясняют время начала употребления психоактивного вещества, картину опьянения, регулярность приема, толерантность (дозу препарата, вызывающую состояние наркотического или алкогольного опьянения), наличие и характер абстинентного синдрома, способы лечения до настоящей госпитализации, продолжительность ремиссии после них.
В истории болезни отражают наличие в жизни пациента психотравмирующих ситуаций, потрясений, катастроф. Поведение в период опасности, реакция на жизненные неприятности. Их влияние на последующую жизнь больного.
3. Анамнез заболевания
В этом разделе учебной истории болезни должны быть отражены сведения о возникновении и течении заболевания у данного больного. Указываются первые признаки заболевания, а также время их появления, наличие внешнего повода к развитию заболевания, сходные кратковременные эпизоды в прошлом. Болезненные проявления непосредственно предшествующие развитию заболевания: головные боли, головокружения, бессонница, утомляемость, нарушения работоспособности, нарушения внимания, сужения круга интересов, раздражительность, неустойчивость настроения, изменение склонности, подозрительность. Отмечается характер начала болезни (острое, подострое, постепенное), а также его дальнейшее течение (прогрессирующее, регрессирующее, рецидивирующее). Выясняются длительность, стойкость ремиссий, если они были, а также факторы, которые вызвали обострение болезни. Указываются предыдущие госпитализации по поводу данного заболевания (при большом их количестве - дата последней госпитализации). Эффективность различных методов лечения, применявшихся у данного больного (особенно методов «шоковой терапии» - инсулиношоковую, электросудорожную терапии). В этом разделе учебной истории болезни находят отражения причины и обстоятельства настоящей госпитализации.
При сборе анамнеза заболевания следует пользоваться амбулаторной картой больного, выписками из историй болезни и другими медицинскими документами.
4. Объективное обследование.
В этом разделе учебной истории болезни должно быть описано проведенное студентами физикальное обследование больного. Оценивается тяжесть состояния больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое). Отмечается положение в постели (активное, пассивное, вынужденное). Описываются кожные покровы и видимые слизистые (цвет, наличие сыпи^ ее характер, наличие ссадин, кровоподтеков, гематом, особенно в области черепа). Отражается температура тела, телосложение, выраженность подкожной жировой клетчатки. Описывается сердечно-сосудистая система (частота сердечных сокращений и пульс, наличие пульса на сонных артериях, тоны сердца, артериальное давление). Отражается состояние дыхательной системы (ритмичность, частота и глубина дыхания, наличие экспираторной или инспираторной одышки, наличие патологического дыхания Чейн-Стокса, Биотта, Куссмауля, центральной ги пер вентиляции, данные перкуссии и аускульгации легких). Описывается пищеварительная система (данные пальпации и перкуссии живота, наличие поноса, запора, недержания кала периодического и истинного). При описании мочеполовой системы необходимо отразить наличие или отсутствие энуреза, задержки мочи, императивных позывов на мочеиспускание, истинного и периодического недержания мочи, приапизма, импотенции.
5. Психический статус
Эмоционально-волевая сфера
Оценивается контактность больного, наличие стремления к общению. Поведение при обследовании – манера держаться, облик и поза больного, мимика и жесты, их особенности. Характер и интонация речи. Моторика, признаки ее нарушения. Здесь же излагаются жалобы больного на момент курации: последовательность и манера их изложения. Эмоциональная насыщенность беседы. Преобладающее настроение, его устойчивость, адекватность эмоциональных реакций. Желание больного, волевая направленность, сила и постоянство волевых актов.
Больной внешне неряшлив (опрятен), выбрит, волосы грязные (чистые), (не) причесаны. Одет неряшливо (соответственно общественным нормам, по моде).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.