Морфемный анализ
-
за-страх-ова-ть
-
Корень страх-
-
Префикс за-
-
Суффикс -ова-
-
Суффикс -ть
Словообразовательный анализ
-
за-страх-ова-ть
-
Корень страх- ( страхи, страшиться, страшный с чередованием х/ш)
-
Префикс за- означает начало действия (забояться, завладеть)
-
Глагольный суффикс -ова- (спасовать, согласовать)
-
Суффикс –ть (суффикс инфинитива)
-
Производное слово от существительного страховать, образованное путем префиксации
Словообразовательный тип
-
= схема строения производных слов, объединяемых
-
1) одной и той же частью речи производящей основы,
-
2) одним и тем же словообразовательным средством и
-
3) одним и тем же словообразовательным значением
2 словообразовательных типа
-
-er
-
teacher boiler
-
interpreter steamer
-
customer computer
-
V > N V > N
-
Суффикс -er Суффикс -er
-
Лицо-деятель Аппарат
Словообразовательная продуктивность
-
Продуктивный словообразовательный тип = тот, по образцу которого в современном языке образуются слова
-
-ец – китаец, японец, таец, вьетнамец
-
Непродуктивный = в современном языке слова не образуются или образуются редко
-
-амт – почтамт
-
-уз – француз
Слово как номинативная единица языка
Имя < культура
Латыш.
govs
Фр.
vache
Рус.
корова
Нем.
Kuh
Голланд.
koe
Эст.
lehm
Англ.
cow
Тай.
вуа (wua)
Итал.
mucca
Исп. vaca
Роль слов в предложении: И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.
Слова-номинаторы
Слова-организаторы
Служебные
слова
Знаменательные
слова
И, в, и, в
Стоит, горят, береза, тишине,
огне, снежинки, золотом, сонной
Сигнификат
Обобщенный образ =
понятие
Денотат /
референт
Слово
«петух»
слово
понятие
денотат
Слово – основная значащая единица языка, работающая на
-
лексическом уровне
-
морфологическом
-
синтаксическом
-
фонетическом
-
как номинативное средство для обозначения предмета действительности
-
как словоизменитель-ное средство
-
как составляющая словосочетаний и предложений
-
как целое, составленное из фонем
Сколько слов?
-
лиса
-
лисы
-
лисе
-
лисой
-
___________________
-
разные словоформы одного слова
-
-------------------------------отличаются реляционными/ словоизменительными формантами
-
Словоформа – слово в определенной грамматической форме.
-
лиса
-
лисичка
-
лисище
-
лисица
-
___________________
-
разные слова
-
---------------------------------
-
отличаются деривационными/ словообразовательными аффиксами
Словоупотребление
= закономерности выбора и сочетания слов в речи.
правильное
словоизменение
семантическая
сочленимость
*следы лисой
*берлога лисы
Признаки слова
-
выражение единого понятия; цельность
-
сегодня
-
железная дорога
-
to get up
-
цельнооформленность
-
проблема stone wall
-
выделимость: орфографическое слово = цепочка букв между двумя пробелами
-
Он – бескорыстный. Он бес корыстный.
-
свободная воспроизводимость в речи
Лексема, лекс и аллолекс
-
Лексема – это слово в языке, в совокупности всех его форм и значений, инвариант, реализующийся в ряде вариантов
-
лисá (-ы, мн. лисы) 1. животное; 2. хитрый человек
-
Аллолекс – вариант слова, реализуемый в речи
-
галоша/калоша; тысяча – тыща; thought / a thought; прочесть – прочитать; аудитория комната - аудитория слушатели
-
Лекс(а) – конкретная реализация аллолекса в процессе речевого акта.
Другое определение лексемы