Научно-практическое обоснование.
Операционный блок – наиболее чистое, «святое» место хирургического стационара. Именно в операционном блоке необходимо строгое соблюдение правил асептики. В настоящее время операционный блок должен располагаться отдельно, а в некоторых случаях он выносится даже в специальные пристройки, соединенное переходом с основным больничным комплексом.
Для обеспечения режима стерильности в операционном блоке предусмотрено выделение функциональных зон: стерильного режима, строгого режима, ограниченного режима и общего режима. Специальное устройство операционного блока, использование стерильных шлюзов, подготовка больного к операции, подготовка персонала к операции, уборка, и другие методы профилактики и борьбы с инфекцией, позволяет значительно уменьшить степень микробного загрязнения, и соответственно вероятность послеоперационных гнойных осложнений.
Цель: Ознакомить студентов со структурой и принципами организации работы. Операционного блока.
Задачи:
- знать структуру операционного блока, его размещение;
- знать функциональные зоны операционного блока;
- знать санитарно-гигиенический режим в операционном блоке;
- ознакомить с основным хирургическим инструментарием, правилами его обработки после операций;
- знать предстерилизационную обработку инструментария, в зависимости от его инфицированности;
- уметь выполнить транспортировку больного в операционный блок и его укладку на операционном столе;
План занятий.
№ п. |
Этап занятия |
Время мин. |
Место проведения и оснащение |
|
1. |
Организационный момент |
5 |
Учебная комната, жур- нал посещаемости и успеваемости |
|
2. |
Контроль исходного уров- ня знаний |
30 |
Учебная комната, тестовые задачи |
|
3. |
Ознакомление со структурой хирургического стационара, отделения |
35 |
Больница, отделения, хирургическое отделение |
|
4. |
Практическое закрепление основ общения с больными |
40 |
Палаты, больные |
|
5. |
Контроль конечного уров- ня знаний |
10 |
Учебная комната, си- туационные задачи |
|
6. |
Подведение итогов заня- тия и ознакомление с те- мой следующего занятия |
5 |
Учебная комната |
|
Содержание занятия.
В начале занятия необходимо разобрать структуру операционного блока, используя схемы и плакаты по теме, а также функциональные зоны. Далее остановится о санитарно-гигиеническом режиме и его значении в поддержании стерильности операционной. Разъяснить необходимые требования к студентам при их посещении операционной. Изучить режим работы операционного блока, особенности работы плановых и экстренных операционных. Особое внимание уделить профилактике воздушно-капельной, контактной и имплантационной инфекции: Разобрать виды уборок в операционной, обработку инструментария после операции в зависимости его от инфицированности. Практически изучить правила транспортировки больного в операционную и укладки его на операционный стол.
Контрольные вопросы:
1. Операционный блок и принципы организации труда в нем. Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке.
2. Транспортировка хирургического больного.
3. Операционный блок, его размещение. Понятие о «зональности» операционного блока.
4. Режим работы операционного блока.
5. Требования, предъявляемые к сотрудникам операционного блока и медперсоналу, участвующих в операции. Санпропускник.
6. Плановые и экстренные операции (понятие).
7. Вентиляция и кондиционирование воздуха. Контроль кондиционирования воздуха.
8. Виды уборки операционного блока и операционной. Моющие средства и антисептики с помощью которых производиться уборка. Обработка хирургического инструментария после операции.
9. Работа настенных и потолочных бактерицидных ламп, их режим.
10. Транспортировка больных в операционную. Правила транспортировки больных в операционную.
11. Укладка больного на операционном столе. Перекладывание больного с операционного стола на каталку после операции.
12. Транспортировка и перекладывание больного с наружными дренажами, продолжающейся инфузионной терапией. Транспортировка больных в лифтах и по лестнице (особенности).
Темы по УИРС:
1. Обработка хирургического инструментария после операции.
Методическое обеспечение занятия.
1. Типовая программа по общему уходу за хирургическими больными для студентов лечебно-профилактических и лечебно-диагностических факультетов высших медицинских лечебных заведений.
2. Рабочая программа кафедры хирургических болезней № 2.
3. Методические рекомендации для преподавателей по теме занятия
Литература:
1. Гребнев А.Л. «Основы общего ухода за хирургическими больными», М.:Медицина,
1991.
2. Заликина Л.С. «Общий уход за хирургическими больными», М.:Медицина,1984.
3. Мурашко В.В. «Общий уход за хирургическими больными», М.:Медицина,1988.
4. Мухина А.И. «Общий уход за хирургическими больными», М.:Медицина,1989.
5. Буянов В.М., Воскресенский П.К. «Уход за хирургическими больными (учебно-методическое пособие)» - М.:Медицина, 1987.
6. Рылеева Н.Р. «Справочник медицинской сестры по уходу», М.:Медицина, 1989
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.