ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины
к.м.н., доцент               
Гигиенически рациональный режим дня для ребенка
– это совокупность структуры, последовательности, продолжительности и организации различных видов его повседневной деятельности и отдыха, оказывающая оптимизирующее воздействие на функциональное состояние, процессы роста и развития детского организма, а также на формирование у ребенка практических умений и навыков, связанных с самоорганизацией здорового образа жизни 
Основные гигиенические принципы 
- 
все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма;
- 
строгое соблюдение правильного режима дня, недопустимость частых изменений и постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания;
- 
установление определенной продолжительности школьных и внешкольных занятий;
- 
отдых с адекватной физической активностью и максимальным пребыванием на свежем воздухе должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма;
- 
временя сна с установлением точных часов сна должно соответствовать возрастным потребностям;
- 
питания, с установлением точных часов приема пищи должно быть регулярным и соответствовать физиологическим потребностям
I фаза - Врабатывание 
Организм человека в начале любой работы не может сразу достичь необходимого уровня активности нервных и других физиологических процессов и требуется некоторое время для вхождения в работу, или врабатывание. 
Эта фаза характеризуется постепенным увеличением уровня работоспособности 
II фаза – оптимальной работоспособности характеризуется наиболее продуктивной работой и наивысшим уровнем работоспособности 
III фаза - утомление это естественное физиологическое состояние организма, возникающее вследствие любой работы и проявляющееся снижением функциональных возможностей и работоспособности организма 
Продолжительность активного внимания

- 
Основные компоненты режима:
- 
сон;
- 
пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- 
учебная деятельность;
- 
игровая деятельность;
- 
отдых по собственному выбору (свободное время);
- 
прием пищи;
- 
личная гигиена.
Продолжительность компонентов режима дня для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Режим дня для детей школьного возраста

Продолжительность суточного сна для детей школьного возраста

Гигиенически полноценным  является сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и  глубину с точно установленным  временем отхода ко сну и пробуждения 
Примерный распорядок дня для учащихся ПТУ

- 
В соответствии с утвержденным постановлением Министерства образования РБ 26.05.2005 г. №41 могут быть следующие виды специальных образовательных школ-интернатов:
- 
для учащихся с нарушениями слуха;
- 
для учащихся с нарушениями зрения;
- 
для учащихся с трудностями в обучении;
- 
для учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
- 
для учащихся с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.
 
- 
Специальные и вспомогательные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей.
- 
Длительность ночного сна
- 
младших школьников (6-10 лет) - не менее 10 часов,
- 
детей среднего школьного возраста (11-14 лет) – 9 часов,
- 
старших школьников – не мене 8,5 часов.
- 
По медицинским показаниям ослабленным либо перенесшим заболевания школьникам рекомендуется дневной сон длительностью 1-2 часа.
- 
Продолжительность прогулок, условия и организация их проведения зависят от возраста, состояния здоровья и вида школы-интерната.
- 
Общая продолжительность прогулок должна составлять
- 
для детей младшего школьного возраста не менее 3,5 часов в день,
- 
для детей среднего школьного возраста – не менее 3 часов,
- 
для старших школьников – не менее 2,5 часов.
- 
Количество учебных часов должно соответствовать Учебным планам специальных учреждений, согласованным с Минздравом РБ.
- 
Между занятиями государственного и коррекционного, а также школьного компонентов предусматривается перерыв не менее 30 минут.
- 
Непрерывная зрительная нагрузка (при любых видах учебной деятельности) не должна превышать
- 
для учащихся младшего школьного возраста 10 минут,
- 
в средних и старших классах – 15 минут.
Длительность занятий в кружках, организованных на базе школы-интерната, определяется состоянием здоровья детей и не должна превышать для младших школьников 45 минут, для учащихся средних и старших классов – 1,5 часа. 
Виды деятельности эмоционального характера должны быть равномерно