ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины
к.м.н., доцент
Гигиенически рациональный режим дня для ребенка
– это совокупность структуры, последовательности, продолжительности и организации различных видов его повседневной деятельности и отдыха, оказывающая оптимизирующее воздействие на функциональное состояние, процессы роста и развития детского организма, а также на формирование у ребенка практических умений и навыков, связанных с самоорганизацией здорового образа жизни
Основные гигиенические принципы
-
все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма;
-
строгое соблюдение правильного режима дня, недопустимость частых изменений и постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания;
-
установление определенной продолжительности школьных и внешкольных занятий;
-
отдых с адекватной физической активностью и максимальным пребыванием на свежем воздухе должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма;
-
временя сна с установлением точных часов сна должно соответствовать возрастным потребностям;
-
питания, с установлением точных часов приема пищи должно быть регулярным и соответствовать физиологическим потребностям
I фаза - Врабатывание
Организм человека в начале любой работы не может сразу достичь необходимого уровня активности нервных и других физиологических процессов и требуется некоторое время для вхождения в работу, или врабатывание.
Эта фаза характеризуется постепенным увеличением уровня работоспособности
II фаза – оптимальной работоспособности характеризуется наиболее продуктивной работой и наивысшим уровнем работоспособности
III фаза - утомление это естественное физиологическое состояние организма, возникающее вследствие любой работы и проявляющееся снижением функциональных возможностей и работоспособности организма
Продолжительность активного внимания
-
Основные компоненты режима:
-
сон;
-
пребывание на открытом воздухе (прогулки);
-
учебная деятельность;
-
игровая деятельность;
-
отдых по собственному выбору (свободное время);
-
прием пищи;
-
личная гигиена.
Продолжительность компонентов режима дня для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Режим дня для детей школьного возраста
Продолжительность суточного сна для детей школьного возраста
Гигиенически полноценным является сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения
Примерный распорядок дня для учащихся ПТУ
-
В соответствии с утвержденным постановлением Министерства образования РБ 26.05.2005 г. №41 могут быть следующие виды специальных образовательных школ-интернатов:
-
для учащихся с нарушениями слуха;
-
для учащихся с нарушениями зрения;
-
для учащихся с трудностями в обучении;
-
для учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
-
для учащихся с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.
-
Специальные и вспомогательные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей.
-
Длительность ночного сна
-
младших школьников (6-10 лет) - не менее 10 часов,
-
детей среднего школьного возраста (11-14 лет) – 9 часов,
-
старших школьников – не мене 8,5 часов.
-
По медицинским показаниям ослабленным либо перенесшим заболевания школьникам рекомендуется дневной сон длительностью 1-2 часа.
-
Продолжительность прогулок, условия и организация их проведения зависят от возраста, состояния здоровья и вида школы-интерната.
-
Общая продолжительность прогулок должна составлять
-
для детей младшего школьного возраста не менее 3,5 часов в день,
-
для детей среднего школьного возраста – не менее 3 часов,
-
для старших школьников – не менее 2,5 часов.
-
Количество учебных часов должно соответствовать Учебным планам специальных учреждений, согласованным с Минздравом РБ.
-
Между занятиями государственного и коррекционного, а также школьного компонентов предусматривается перерыв не менее 30 минут.
-
Непрерывная зрительная нагрузка (при любых видах учебной деятельности) не должна превышать
-
для учащихся младшего школьного возраста 10 минут,
-
в средних и старших классах – 15 минут.
Длительность занятий в кружках, организованных на базе школы-интерната, определяется состоянием здоровья детей и не должна превышать для младших школьников 45 минут, для учащихся средних и старших классов – 1,5 часа.
Виды деятельности эмоционального характера должны быть равномерно