Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков. Гигиенические принципы обучения и воспитания детей и подростков. Продолжительность активного внимания

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

УО «Гомельский государственный медицинский университет» Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины к.м.н., доцент

Гигиенически рациональный режим дня для ребенка

– это совокупность структуры, последовательности, продолжительности и организации различных видов его повседневной деятельности и отдыха, оказывающая оптимизирующее воздействие на функциональное состояние, процессы роста и развития детского организма, а также на формирование у ребенка практических умений и навыков, связанных с самоорганизацией здорового образа жизни

Основные гигиенические принципы

  • все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма;
  • строгое соблюдение правильного режима дня, недопустимость частых изменений и постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания;
  • установление определенной продолжительности школьных и внешкольных занятий;
  • отдых с адекватной физической активностью и максимальным пребыванием на свежем воздухе должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма;
  • временя сна с установлением точных часов сна должно соответствовать возрастным потребностям;
  • питания, с установлением точных часов приема пищи должно быть регулярным и соответствовать физиологическим потребностям

I фаза - Врабатывание

Организм человека в начале любой работы не может сразу достичь необходимого уровня активности нервных и других физиологических процессов и требуется некоторое время для вхождения в работу, или врабатывание. Эта фаза характеризуется постепенным увеличением уровня работоспособности

II фаза – оптимальной работоспособности характеризуется наиболее продуктивной работой и наивысшим уровнем работоспособности

III фаза - утомление это естественное физиологическое состояние организма, возникающее вследствие любой работы и проявляющееся снижением функциональных возможностей и работоспособности организма

Продолжительность активного внимания

  • Основные компоненты режима:
  • сон;
  • пребывание на открытом воздухе (прогулки);
  • учебная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • отдых по собственному выбору (свободное время);
  • прием пищи;
  • личная гигиена.

Продолжительность компонентов режима дня для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Режим дня для детей школьного возраста

Продолжительность суточного сна для детей школьного возраста

Гигиенически полноценным является сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения

Примерный распорядок дня для учащихся ПТУ

  • В соответствии с утвержденным постановлением Министерства образования РБ 26.05.2005 г. №41 могут быть следующие виды специальных образовательных школ-интернатов:
    • для учащихся с нарушениями слуха;
    • для учащихся с нарушениями зрения;
    • для учащихся с трудностями в обучении;
    • для учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
    • для учащихся с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.

  • Специальные и вспомогательные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей.
  • Длительность ночного сна
  • младших школьников (6-10 лет) - не менее 10 часов,
  • детей среднего школьного возраста (11-14 лет) – 9 часов,
  • старших школьников – не мене 8,5 часов.
  • По медицинским показаниям ослабленным либо перенесшим заболевания школьникам рекомендуется дневной сон длительностью 1-2 часа.

  • Продолжительность прогулок, условия и организация их проведения зависят от возраста, состояния здоровья и вида школы-интерната.
  • Общая продолжительность прогулок должна составлять
  • для детей младшего школьного возраста не менее 3,5 часов в день,
  • для детей среднего школьного возраста – не менее 3 часов,
  • для старших школьников – не менее 2,5 часов.

  • Количество учебных часов должно соответствовать Учебным планам специальных учреждений, согласованным с Минздравом РБ.
  • Между занятиями государственного и коррекционного, а также школьного компонентов предусматривается перерыв не менее 30 минут.
  • Непрерывная зрительная нагрузка (при любых видах учебной деятельности) не должна превышать
  • для учащихся младшего школьного возраста 10 минут,
  • в средних и старших классах – 15 минут.

Длительность занятий в кружках, организованных на базе школы-интерната, определяется состоянием здоровья детей и не должна превышать для младших школьников 45 минут, для учащихся средних и старших классов – 1,5 часа. Виды деятельности эмоционального характера должны быть равномерно

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Общая гигиена
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
156 Kb
Скачали:
0