- проблемы с засыпанием, короткий, прерывистый, тревожный
-
Эмоциональное состояние – безучастное, много и длительно плачет
-
Поведение – пассивное, активность отсутствует
-
Социальные навыки – отрицательное отношение к взрослым, по отношению к детям – безучастность или страх
-
Сроки нормализации - 60 дней – 6 месяцев
Коррекция адаптационного процесса детей:
-
Информирование родителей по данной проблеме, сбор информации о ребенке.
-
Знакомство родителей с педагогами учреждения
-
Индивидуальные беседы специалистов с родителями (воспитатель, врач, психолог и.т.д.)
-
Знакомство родителей с режимом учреждения.
-
Анкетирование родителей
-
Проведение общих информационных консультаций для всех родителей.
-
Проведение индивидуально-психологического консультирования родителей.
II Создание психологического комфорта для детей.
-
Рациональная организация режима дня детей
-
Гибкая система приема детей, включающая постепенность, ступенчатость
-
В первые дни по необходимости присутствие родителей
-
Организация развлекательных мероприятий (Неделя радости, День смеха и.т.д.)
-
Организация лечебно-профилактической работы (витаминизация, фитотерапия, адаптогены, массаж, профилактические физиопроцедуры)
III Методическое обеспечение:
-
Повышение профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации)
-
Согласованность работы всех специалистов детского дошкольного учреждения.
IV Мониторирование (наблюдение)
-
Наблюдение за физическим и психологическим состоянием детей
-
Выделение «группы риска» по процессу адаптации
-
Медико-психолого-педагогический консилиум разрабатывает план мероприятий работы для оптимизации процессов адаптации конкретно каждого ребенка.
-
Адаптация к школе – проявляется напряжением всех функциональных систем организма ребенка, связанных с изменением привычного образа жизни.
-
Продолжительность адаптации приблизительно 5-6 недель, а наиболее сложными являются 1-4 недели.
-
Легче протекает у детей
-
здоровых, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма
-
с гармоничным физическим развитием
-
посещавших дошкольные учреждения
Критерии благополучной адаптации детей к школе
-
благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первых месяцев обучения
-
отсутствие выраженных неблагоприятных изменений состояния здоровья
-
хорошее усвоение программного материала.
Причины появления школьных проблем:
-
I. Экзогенные факторы
-
социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок
-
экологические
-
педагогические факторы
-
II. Эндогенные факторы
-
генетические влияния
-
нарушения в раннем периоде развития
-
состояние здоровья
-
уровень функционального развития
-
сформированность высших психических функций
Симптомы школьной дезадаптации:
-
недоверие к новым людям, вещам, ситуациям
-
депрессия, уход в себя
-
тревожность или враждебность по отношению к взрослым
-
тревога по отношению к детям
-
недостаток социальной нормативности
-
враждебность к детям (от ревнивого соперничества до открытой враждебности)
-
неугомонность, эмоциональное напряжение
-
невротические симптомы
-
отклонения в сексуальном развитии и т.д.
Медицинское обеспечение подготовки к школе
-
углубленный медицинский осмотр (педиатром, отоларингологом, хирургом-ортопедом, офтальмологом, стоматологом психоневрологом,) в октябре-ноябре года, предшествующего поступлению в школу
-
психофизиологическое исследование развития школьно-необходимых функций
-
при необходимости назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий
-
повторный медицинский осмотр теми же специалистами в апреле-мае
-
повторное психофизиологическое обследование детей и заключение о степени готовности к обучению
Задание №1. Рисунок мужской фигуры
Задание №3.Срисовывание группы точек
Задание №2.Подражание письменным буквам
Дети, набравшие в сумме
3-5 баллов – зрелые,
5-9 баллов – средне зрелые, больше 10 баллов – незрелые
-
Заключение о степени готовности к обучению в школе дается по совокупности данных психолого-медико-педагогической комиссии при детской поликлинике.
-
Состав комиссии:
-
врач школы
-
педагог
-
логопед
-
педиатр
-
Критериями установления школьной зрелости являются:
-
состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)
-
установление биологического возраста
-
проверка развития речи (пересказ)
-
проведение дозированной работы (2 минуты)
-
психофизиологический тест Керна-Йирасека
Не готовыми к обучению считаются дети:
-
имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке поступления в школу детей 6-летнего возраста
-
отстающие в биологическом развитии
-
выполняющие психофизиологический тест Керна-Йирасека на 9 и более