Гигиенические аспекты адаптации детей к дошкольным учреждениям и школе, проблема социальной дезадаптации детей и подростков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

  • проблемы с засыпанием, короткий, прерывистый, тревожный
  • Эмоциональное состояние – безучастное, много и длительно плачет
  • Поведение – пассивное, активность отсутствует
  • Социальные навыки – отрицательное отношение к взрослым, по отношению к детям – безучастность или страх
  • Сроки нормализации - 60 дней – 6 месяцев

Коррекция адаптационного процесса детей:

  1. Информирование  родителей по данной проблеме, сбор информации о ребенке.
  2. Знакомство родителей с педагогами учреждения
  3. Индивидуальные беседы специалистов с родителями (воспитатель, врач, психолог и.т.д.)
  4. Знакомство родителей с режимом учреждения.
  5. Анкетирование родителей
  6. Проведение общих информационных консультаций для всех родителей.
  7. Проведение индивидуально-психологического консультирования родителей.

II Создание психологического комфорта  для детей.

  1. Рациональная организация режима дня детей
  2. Гибкая система приема детей, включающая постепенность, ступенчатость
  3. В первые дни по необходимости присутствие родителей
  4. Организация развлекательных мероприятий (Неделя радости, День смеха и.т.д.)
  5. Организация лечебно-профилактической работы (витаминизация, фитотерапия, адаптогены, массаж, профилактические физиопроцедуры)

III Методическое обеспечение:

  1. Повышение профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации)
  2. Согласованность работы всех специалистов детского дошкольного учреждения.

IV Мониторирование (наблюдение)

  1. Наблюдение за физическим и психологическим состоянием детей
  2. Выделение «группы риска» по процессу адаптации
  3. Медико-психолого-педагогический консилиум разрабатывает план мероприятий работы для оптимизации процессов адаптации конкретно каждого ребенка.

  • Адаптация к школе – проявляется напряжением всех функциональных систем организма ребенка, связанных с изменением привычного образа жизни.
  • Продолжительность адаптации приблизительно 5-6 недель, а наиболее сложными являются 1-4 недели.
  • Легче протекает у детей
  • здоровых, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма
  • с гармоничным физическим развитием
  • посещавших дошкольные учреждения

Критерии благополучной адаптации детей к школе

  • благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первых месяцев обучения
  • отсутствие выраженных неблагоприятных изменений состояния здоровья
  • хорошее усвоение программного материала.

Причины появления школьных проблем:

  • I. Экзогенные факторы
  • социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок
  • экологические
  • педагогические факторы
  • II. Эндогенные факторы
  • генетические влияния
  • нарушения в раннем периоде развития
  • состояние здоровья
  • уровень функционального развития
  • сформированность высших психических функций

Симптомы школьной дезадаптации:

  • недоверие к новым людям, вещам, ситуациям
  • депрессия, уход в себя
  • тревожность или враждебность по отношению к взрослым
  • тревога по отношению к детям
  • недостаток социальной нормативности
  • враждебность к детям (от ревнивого соперничества до открытой враждебности)
  • неугомонность, эмоциональное напряжение
  • невротические симптомы
  • отклонения в сексуальном развитии и т.д.

Медицинское обеспечение подготовки к школе

  1. углубленный медицинский осмотр (педиатром, отоларингологом, хирургом-ортопедом, офтальмологом, стоматологом психоневрологом,) в октябре-ноябре года, предшествующего поступлению в школу
  2. психофизиологическое исследование развития школьно-необходимых функций
  3. при необходимости назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий
  4. повторный медицинский осмотр теми же специалистами в апреле-мае
  5. повторное психофизиологическое обследование детей и заключение о степени готовности к обучению

Задание №1. Рисунок мужской фигуры

Задание №3.Срисовывание группы точек

Задание №2.Подражание письменным буквам

Дети, набравшие в сумме 3-5 баллов – зрелые, 5-9 баллов – средне зрелые, больше 10 баллов – незрелые

  • Заключение о степени готовности к обучению в школе дается по совокупности данных психолого-медико-педагогической комиссии при детской поликлинике.
  • Состав комиссии:
  • врач школы
  • педагог
  • логопед
  • педиатр

  • Критериями установления школьной зрелости являются:
  • состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)
  • установление биологического возраста
  • проверка развития речи (пересказ)
  • проведение дозированной работы (2 минуты)
  • психофизиологический тест Керна-Йирасека

Не готовыми к обучению считаются дети:

  1. имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке поступления в школу детей 6-летнего возраста
  2. отстающие в биологическом развитии
  3. выполняющие психофизиологический тест Керна-Йирасека на 9 и более

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гигиена
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
114 Kb
Скачали:
0