Здоровье детей и подростков, методы его изучения, заболеваемость детского и подросткового населения. Закономерности роста и развития. Показатели здоровья населения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ

УО «Гомельский государственный медицинский университет» Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины к.м.н., доцент

Закономерности роста и развития

  • неравномерность тема роста и развития
  • неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность)
  • обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм)
  • биологическая надежность функциональных систем и организма в целом
  • генетическая обусловленность роста и развития
  • обусловленность роста и развития средовыми факторами
  • акселерация роста и развития

Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. «Акселерация» - это ускорение темпов физического развития человека, заключающегося в относительно синхронном ускорении процессов роста и дифференцировки (созревания) различных структурных частей и функций организма

  • Основные проявления акселерации
  • (Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева, 1979):
  • в настоящее время длину и массу тела новорожденных больше по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века;
  • более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные;
  • более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек,
  • более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста;
  • увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
  • половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века

  • Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов
  • Основные критерии здоровья:
  • наличие или отсутствие хронических заболеваний и степень их клинических проявлений;
  • функциональное состояние основных органов и систем;
  • резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий год;
  • уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности

Показатели здоровья населения

  • Демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, продолжительность жизни и др.)
  • Медико-статистические (общая заболеваемость, инфекционная и неинфекционная заболеваемость, хроническая неспецифическая заболеваемость, заболеваемость с временной утратой трудоспособности)
  • Показатели физического развития (соматические, соматоскопические, физиометрические)
  • Иммунологическая резистентность (специфическая и неспецифическая)

  • Методы изучения состояния здоровья:
  • По материалам текущих врачебных наблюдений
  • Углубленное изучение детской заболеваемости
  • Изучение заболеваемости на основе учета лиц с перенесенными заболеваниями. Единица наблюдения – ребенок, единица учета - прожитый год, а не календарный
  • По материалам углубленных медицинских осмотров. Позволяет изучить патологическую пораженность

  • Основные показатели заболеваемости :
    1. частота (интенсивность) – число обращений за определенный период, отнесенное к числу обследованных;
    2. структура – процентное отношение числа обращений по определенной нозологической форме к общему числу обращений;
    3. кратность (повторяемость) обращений;
    4. «индекс здоровья» - процентное отношение не обращавшихся за медицинской помощью за определенный период к общему числу обследованных;
    5. многократная (часто болеющие) – процентное отношение числа лиц, обратившихся 4 и более раз за год, к общему числу обследованных.

Нервно-психическим развитием ребенка называется совершенствование, качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений.

Нервно-психическое развитие является отражением уровня биологического созревания, оно во многом регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком

  • Методы оценки нервно-психического развития:
  • Табличный метод (предусматривает сравнение имеющихся у ребенка навыков и умений с характерными для данного возраста )
  • Центильный метод (позволяет оценить индивидуально-социальное развитие и моторно-адаптивную деятельность ребенка )
  • Метод центильных графиков (разработаны по показателям общей моторики

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гигиена
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
274 Kb
Скачали:
0