- Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности
Физкультурные занятия для дошкольников
-
Проводят не менее 3 раз в неделю.
-
Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
-
в младшей группе - 15 мин
-
в средней группе - 20 мин
-
в старшей группе - 25 мин
-
в подготовительной группе - 30 мин
Формы физвоспитания для детей и подростков школьного возраста
-
утренняя гигиеническая гимнастика
-
вводная гимнастика до начала уроков
-
физкультминутки и физкультпаузы в ходе урока
-
уроки по физвоспитанию
-
спортивный час в группе продленного дня
-
внеклассные и внешкольные оздоровительные мероприятия (прогулки, экскурсии, походы)
-
самостоятельные занятия физическими упражнениями
-
Неодновременность развития двигательных качеств организма:
-
скоростные свойства увеличиваются от 7 до 16 лет (в 1,5 раза).
-
ловкость заметно меняется в 7-10 лет,
-
способность переносить тело в пространстве повышается с 4 до 17 лет,
-
точность попадания в цель - в 7-10 лет.
-
сила мышц наиболее существенно возрастает с 11 до 16 лет,
-
выносливость к статическим усилиям (вис, упор) - в 14-16 лет (мальчики) и 11-13 лет (девочки).
Физическое воспитание направлено
-
в начальных классах - на развитие и совершенствование координации движений, дыхательной системы, выработку правильной осанки
-
в средних классах - на воспитание скоростных качеств и ловкости движений
-
в старших классах - на воспитание выносливости и силы.
Примерный (рекомендуемый) объем двигательной активности
Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания включает:
- наблюдения за состоянием здоровья и ФР, ФП, функциональными возможностями;
- наблюдения за организацией и методикой проведения занятий и их воздействием на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания;
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, одежды и обуви детей;
- гигиеническое обучение и воспитание дошкольников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой;
- профилактику травматизма
Показатель внешней (физической) нагрузки – моторная плотность урока
МП= Д (мин) *100%
ПУ (мин)
Внутренняя (или физиологическая) нагрузка обусловлена мобилизацией функциональных резервов организма для реализации эффекта срочной адаптации.
Уровень этой нагрузки проще всего контролировать, регистрируя внешние признаки утомления
Визуальные признаки физического утомления
-
Объективным критерием адекватности динамической физической нагрузки является частота сердечных сокращений:
-
Легкая интенсивность нагрузки – ЧСС до 140 уд/мин
-
Средняя интенсивность нагрузки – ЧСС 140-160 уд/мин
-
Большая интенсивность нагрузки – ЧСС более 160 уд/мин
Оценка эффективности физкультурного занятия для дошкольников
-
Моторная плотность занятия в зале должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%.
-
Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях:
-
у детей 3-4 лет - в зале ЧСС - 130-140 уд/мин, на воздухе - 140-160 уд/мин;
-
у детей 5-7 лет - в зале 140-150 уд/мин; на воздухе - 150-160 уд/мин.
-
На основе динамики состояния здоровья детей
-
Развития двигательных качеств и навыков
Структура урока физкультуры
-
вводная часть (5-7 минут), должна психологически подготовить учеников к занятию и организовать коллектив;
-
подготовительная часть (12-15 минут), состоит из общей физподготовки с включением в работу всей основной скелетной мускулатуры;
-
основная часть (20-25 минут), решаются задачи урока в соответствии с программой обучения и отводится время для проведения подвижной игры с эмоциональным подъемом;
-
заключительная часть (3-5 минут), направлена на восстановление организма (ходьба и бег с постепенным замедлением, дыхательные упражнения).
-
При правильной организации урока физической культуры ЧСС у детей должна увеличиться:
-
после подготовительной части на 50-60% от исходного уровня