Гигиенические принципы организации учебно-производственного процесса в средних профессионально-технических училищах различного профиля. Основные формы физического воспитания

Страницы работы

39 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

«ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ »

УО «Гомельский государственный медицинский университет» Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины к.м.н., доцент

  • Предметы профессионально-технического образования можно распределить на четыре группы по степени их сложности
  • I группа - учебные дисциплины, требующие умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущности явлений, законов, категорий, и запоминать большое количество фактического материала (физика, химия, математика, языки - русский и иностранные, основы информатики и вычислительной техники);
  • II группа – дисциплины с умением оперировать фактами, большим количеством терминологических понятий (предметы профессионально-технического цикла);
  • III группа - учебные дисциплины, в которых доля абстрактных понятий значительно снижается, при этом необходимо усваивать большое количество фактического материала (литература, история, география, биология и др.);
  • IV группа - учебные дисциплины, где помимо умственного труда требуются значительные по объему исполнительные действия (физкультура, производственное обучение, лабораторно-практические работы).

  • Исходя из особенностей динамики работоспособности:
  • первые часы целесообразно отвести предметам средней сложности усвоения (вторая группа);
  • вторые и третьи часы - время максимальной работоспособности - наиболее трудным предметам (первая группа);
  • последними могут быть легкие для усвоения предметы.
  • Нецелесообразно насыщать трудными предметами понедельник и субботу.
  • Уроки по наиболее сложным предметам следует размещать в дни оптимально высокой работоспособности (вторник и среда).

  • При составлении расписания необходимо учитывать:
  • на протяжении одного дня нельзя сосредотачивать уроки, по которым задается обычно большой объем домашних заданий;
  • нерационально проводить уроки физической культуры в первые и последние часы учебного дня, так как в этих случаях снижается положительное влияние их на работоспособность учащихся;
  • категорически запрещается проведение уроков физкультуры после обеда;
  • нежелательно при составлении расписания включать сдвоенные уроки (приводят к длительной однообразной деятельности и в результате к снижению внимания и интереса учащихся, развитию утомления);
  • не должно быть "нулевых" уроков (отрицательно сказываются на режиме сна нарушают сложившийся динамический стереотип деятельности учащихся, способствуют быстрому утомлению);
  • чередование в течение дня теоретического и производственного обучения

Недельная нагрузка составляет 36 часов в неделю, в колледжах и лицеях в связи с изучением родного языка и литературы 38-39 часов. Продолжительность занятий производственного обучения и практики должна составлять: для подростков 15 лет - 4 часа, для подростков 16-17 лет - 6 часов для учащихся достигших 18 лет к началу производственной практики устанавливается длительность рабочего дня взрослых рабочих.

Производственное обучение и производственную практику следует проводить: на I курсе - только в учебных мастерских и цехах, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; на II и III курсах - в мастерских, учебных цехах и на базовых предприятиях, где условия труда соответствуют действующим санитарным нормам и правилам. При работе в общих цехах выбирают рабочие места и участки, изолированные от источников тепло-, газо- и пылевыделения, с высоким уровнем механизации и безопасными условиями труда.

Продолжительность производственной практики необходимо увеличивать постепенно от 3 до 6-8 часов в зависимости от возраста учащихся. Плотность работы во время производственной практики должна составлять 70 -75%. Перерывы необходимо устанавливать через каждые 50 минут работы продолжительностью не менее 10 минут. Обеденный перерыв обязательно должен быть предусмотрен продолжительностью 40 - 60 минут.

Основные формы физического воспитания:

  • утренняя гигиеническая гимнастика
  • вводная гимнастика перед началом занятий и физкультминутки во время

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гигиена
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
130 Kb
Скачали:
0