«ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ »
УО «Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины
к.м.н., доцент
-
Предметы профессионально-технического образования можно распределить на четыре группы по степени их сложности
-
I группа - учебные дисциплины, требующие умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущности явлений, законов, категорий, и запоминать большое количество фактического материала (физика, химия, математика, языки - русский и иностранные, основы информатики и вычислительной техники);
-
II группа – дисциплины с умением оперировать фактами, большим количеством терминологических понятий (предметы профессионально-технического цикла);
-
III группа - учебные дисциплины, в которых доля абстрактных понятий значительно снижается, при этом необходимо усваивать большое количество фактического материала (литература, история, география, биология и др.);
-
IV группа - учебные дисциплины, где помимо умственного труда требуются значительные по объему исполнительные действия (физкультура, производственное обучение, лабораторно-практические работы).
-
Исходя из особенностей динамики работоспособности:
-
первые часы целесообразно отвести предметам средней сложности усвоения (вторая группа);
-
вторые и третьи часы - время максимальной работоспособности - наиболее трудным предметам (первая группа);
-
последними могут быть легкие для усвоения предметы.
-
Нецелесообразно насыщать трудными предметами понедельник и субботу.
-
Уроки по наиболее сложным предметам следует размещать в дни оптимально высокой работоспособности (вторник и среда).
-
При составлении расписания необходимо учитывать:
-
на протяжении одного дня нельзя сосредотачивать уроки, по которым задается обычно большой объем домашних заданий;
-
нерационально проводить уроки физической культуры в первые и последние часы учебного дня, так как в этих случаях снижается положительное влияние их на работоспособность учащихся;
-
категорически запрещается проведение уроков физкультуры после обеда;
-
нежелательно при составлении расписания включать сдвоенные уроки (приводят к длительной однообразной деятельности и в результате к снижению внимания и интереса учащихся, развитию утомления);
-
не должно быть "нулевых" уроков (отрицательно сказываются на режиме сна нарушают сложившийся динамический стереотип деятельности учащихся, способствуют быстрому утомлению);
-
чередование в течение дня теоретического и производственного обучения
Недельная нагрузка составляет 36 часов в неделю, в колледжах и лицеях в связи с изучением родного языка и литературы 38-39 часов.
Продолжительность занятий производственного обучения и практики должна составлять:
для подростков 15 лет - 4 часа,
для подростков 16-17 лет - 6 часов
для учащихся достигших 18 лет к началу производственной практики устанавливается длительность рабочего дня взрослых рабочих.
Производственное обучение и производственную практику следует проводить:
на I курсе - только в учебных мастерских и цехах, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
на II и III курсах - в мастерских, учебных цехах и на базовых предприятиях, где условия труда соответствуют действующим санитарным нормам и правилам.
При работе в общих цехах выбирают рабочие места и участки, изолированные от источников тепло-, газо- и пылевыделения, с высоким уровнем механизации и безопасными условиями труда.
Продолжительность производственной практики необходимо увеличивать постепенно от 3 до 6-8 часов в зависимости от возраста учащихся.
Плотность работы во время производственной практики должна составлять 70 -75%.
Перерывы необходимо устанавливать через каждые 50 минут работы продолжительностью не менее 10 минут.
Обеденный перерыв обязательно должен быть предусмотрен продолжительностью 40 - 60 минут.
Основные формы физического воспитания:
-
утренняя гигиеническая гимнастика
-
вводная гимнастика перед началом занятий и физкультминутки во время