- ознакомление с трудовой деятельностью для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;
-
организация практической трудовой деятельности детей с формированием трудовых навыков и умений, воспитанием положительных нравственных качеств
-
Основные виды труда в детском саду:
-
хозяйственно-бытовой труд
-
труд в природе
-
ручной труд
-
Формы организации труда в детском саду:
-
поручения
-
дежурства
-
коллективный труд детей
-
Для учащихся 1-4 классов
-
Главным элементом политехнического обучения являются занятия по ручному труду
-
Виды ручного труда должны соответствовать развитию ловкости и равномерно упражнять все мышцы тела,
-
Должны вырабатывать новые и совершенствовать уже имеющиеся двигательные навыки.
Для учащихся 5-7 классов:
-
Главным звеном политехнического обучения являются занятия в учебных мастерских и на учебно-опытном участке
-
Моторная плотность урока технологии не менее 60 и не более 80 %
-
Критерием адекватности нагрузки считают прирост частоты пульса во время наиболее трудоемких работ на 25-30% по сравнению с индивидуальным исходным значением
-
Выполнение школьниками на уроке 3-4 технологических операций
Основные требования к гигиеническим параметрам учебных мастерских
-
Площадь в расчете на 1 учащегося, м2 > 3,5
-
Расчетная температура воздуха, °С:
-
при деревообработке 14 - 16
-
при металлообработке 16 -17
-
Относительная влажность воздуха, % 40-60%
-
Коэффициент естественного освещения >1,5
-
Горизонтальная освещенность, лк:
-
при лампах накаливания >150
-
при люминесцентных лампах >300
-
Коэффициент аэрации >1:50
-
Объем воздухоподачи в расчете
-
на 1 учащегося. м3/ч >20
-
ПДУ шума, дБ ПС-65
-
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать установленных ПДК
Практически подбирать высоту верстака следует так:
ученик по стойке смирно становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, при нормальной высоте верстака рука должна быть прямой.
В слесарной мастерской нормальная высота слесарного стола вместе с тисками определяется
Ученик по стойке смирно встает лицом к тискам, руку сгибает в локте и локоть ставит на губки тисков.
Положение тисков считается правильным тогда, когда выпрямленные пальцы руки касаются подбородка.
Соответствие рабочих мест росту учащихся
Норма продолжительности непрерывной работы в учебных мастерских
Учебно-производственная практика
-
Длительность ежедневной работы во время для 5-х классов – 2 часа, 6-х классов – 3 часа, 7-8 классов – 4 часа.
-
После каждых 45-50 минут работы следует устраивать 10-и минутные перерывы для учащихся 7-8 классов и через 25-30 минут для учащихся 5-6 классов.
-
Вес переносимых предметов и тяжестей не должен превышать для детей в возрасте 11-13 лет 2,5-3 кг, для более старшего возраста – 4,5-5 кг. Ведра изготовляют емкостью 4 и 6 литров.
-
Производительный труд не должен превышать 4 часа для школьников до 16 лет и 6 часов для школьников от 16 до 18 лет.
-
Общая продолжительность занятий не больше 6 часов.
-
На производстве через каждые 50-60 мин работы 10 мин перерыв. Обязателен обеденный перерыв.
-
Соблюдать соответствие видов труда возрасту.
-
Оборудование и инструментарий должны соответствовать возрастным и ростовым показателям подростков.
-
Чистота воздуха помещений как в отношении химического состава, физических свойств и механических примесей.
-
Интенсивность шума не должна превышать 50 децибел
Медицинскими противопоказаниями считаются:
-
все активные формы туберкулеза;
-
бронхоэктатическая болезнь с выраженным пневмосклерозом;
-
ревматизм при наличии острого приступа в течение последнего года;
-
резко выраженные деформации грудной клетки, затрудняющие работу органов дыхания, кровообращения; стойкие, резко выраженные деформации позвоночника, затрудняющие статику и функции;
-
эпилепсия с частыми припадками.
-
Производительный труд учащихся не должен превышать установленную законодательством длительность
-
На производстве через каждые 50-60 минут работы должны быть 10-и минутный перерыв. Обязателен обеденный перерыв.
-
Необходимо соблюдать соответствие видов труда возрасту учащихся.
-
Оборудование, инструментарий должны соответствовать возрастным и ростовым показателям подростков.
-
Чистота воздуха помещений как в отношении химического состава