- ознакомление с трудовой деятельностью для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;
- 
организация практической трудовой деятельности детей с формированием трудовых навыков и умений, воспитанием положительных нравственных качеств
- 
Основные виды труда в детском саду:
- 
хозяйственно-бытовой труд
- 
труд в природе
- 
ручной труд
- 
Формы организации труда в детском саду:
- 
поручения
- 
дежурства
- 
коллективный труд детей
- 
Для учащихся 1-4 классов
- 
Главным элементом политехнического обучения являются занятия по ручному труду
- 
Виды ручного труда должны соответствовать развитию ловкости и равномерно упражнять все мышцы тела,
- 
Должны вырабатывать новые и совершенствовать уже имеющиеся двигательные навыки.
Для учащихся 5-7 классов:
- 
Главным звеном политехнического обучения являются занятия в учебных мастерских и на учебно-опытном участке
- 
Моторная плотность урока технологии не менее 60 и не более 80 %
- 
Критерием адекватности нагрузки считают прирост частоты пульса во время наиболее трудоемких работ на 25-30% по сравнению с индивидуальным исходным значением
- 
Выполнение школьниками на уроке 3-4 технологических операций
Основные требования к гигиеническим параметрам учебных мастерских 
- 
Площадь в расчете на 1 учащегося, м2 	> 3,5
- 
Расчетная температура воздуха, °С:
- 
при деревообработке		14 - 16
- 
при металлообработке		16 -17
- 
Относительная влажность воздуха, %		40-60%
- 
Коэффициент естественного освещения	>1,5
- 
Горизонтальная освещенность, лк:
- 
при лампах накаливания		>150
- 
при люминесцентных лампах		>300
- 
Коэффициент аэрации				>1:50
- 
Объем воздухоподачи в расчете
- 
на 1 учащегося. м3/ч		>20
- 
ПДУ шума, дБ						ПС-65
- 
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать установленных ПДК
Практически подбирать высоту верстака следует так:
ученик по стойке смирно становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, при нормальной высоте верстака рука должна быть прямой.

В слесарной мастерской нормальная высота слесарного стола вместе с тисками определяется  
Ученик по стойке смирно встает лицом к тискам, руку сгибает в локте и локоть ставит на губки тисков. 
Положение тисков считается правильным тогда, когда выпрямленные пальцы руки касаются подбородка.

Соответствие рабочих мест росту учащихся

Норма продолжительности непрерывной работы в учебных мастерских 

Учебно-производственная практика
- 
Длительность ежедневной работы во время для 5-х классов – 2 часа, 6-х  классов – 3 часа, 7-8 классов – 4 часа.
- 
После каждых 45-50 минут работы следует устраивать 10-и минутные перерывы для учащихся 7-8 классов и через 25-30 минут для учащихся 5-6 классов.
- 
Вес переносимых предметов и тяжестей не должен превышать для детей в возрасте 11-13 лет 2,5-3 кг, для более старшего возраста – 4,5-5 кг. Ведра изготовляют емкостью 4 и 6 литров.
- 
Производительный труд не должен превышать 4 часа для школьников до 16 лет и 6 часов для школьников от 16 до 18 лет.
- 
Общая продолжительность занятий не больше 6 часов.
- 
На производстве через каждые 50-60 мин работы 10 мин перерыв. Обязателен обеденный перерыв.
- 
Соблюдать соответствие видов труда возрасту.
- 
Оборудование и инструментарий должны соответствовать возрастным и ростовым показателям  подростков.
- 
Чистота воздуха помещений как в отношении химического состава, физических свойств и механических примесей.
- 
Интенсивность шума не должна превышать  50 децибел
Медицинскими противопоказаниями считаются:
- 
все активные формы туберкулеза;
- 
бронхоэктатическая болезнь с выраженным пневмосклерозом;
- 
ревматизм при наличии острого приступа в течение последнего года;
- 
резко выраженные деформации грудной клетки, затрудняющие работу органов дыхания, кровообращения; стойкие, резко выраженные деформации позвоночника, затрудняющие статику и функции;
- 
эпилепсия с частыми припадками.
- 
Производительный труд учащихся не должен превышать установленную законодательством длительность
- 
На производстве через каждые 50-60 минут работы должны быть 10-и минутный перерыв. Обязателен обеденный перерыв.
- 
Необходимо соблюдать соответствие видов труда возрасту учащихся.
- 
Оборудование, инструментарий должны соответствовать возрастным и ростовым показателям  подростков.
- 
Чистота воздуха помещений как в отношении химического состава