ЗАДАЧА
По Российской Федерации имеются данные о численности учащихся и учителей в общеобразовательных учреждениях (на начало учебного года, тыс. чел.)
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
|
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях — всего, |
18 918 |
17 798 |
16 631 |
15 631 |
14 798 |
в том числе: |
|||||
в дневных, |
18 440 |
17 323 |
16 168 |
15 185 |
14 373 |
из них |
|||||
в государственных и муниципальных |
18 372 |
17 254 |
16 098 |
15 113 |
14 302 |
в негосударственных |
68 |
69 |
70 |
72 |
71 |
в государственных и муниципальных вечерних (сменных), включая обучавшихся заочно |
478 |
475 |
463 |
446 |
425 |
Численность учителей в общеобразовательных учреждениях — всего, |
1719 |
1684 |
1633 |
1594 |
1537 |
в том числе: |
|||||
в государственных и муниципальных |
1701 |
1666 |
1614 |
1575 |
1518 |
в негосударственных |
18 |
18 |
19 |
19 |
19 |
1. Проанализировать динамику численности учеников и учителей, а также числа учащихся, приходящихся на одного учителя и сравнить темпы роста.
2. Сопоставить динамику показателей для государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений.
РЕШЕНИЕ
Рассчитаем показатели динамики по формулам. Результаты решения сведем в таблицы.
Таблица 1. Показатели динамики численности учеников и учителей.
Год |
Численность |
Абсолютный прирост |
Темп роста |
Темп прироста |
Темп наращивания |
|||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
|||
Учащиеся в общеобразовательных учреждениях |
||||||||
2002/03 |
18 918 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2003/04 |
17 798 |
-1120 |
-1120 |
0,9408 |
0,9408 |
-0,0592 |
-0,0592 |
-0,0592 |
2004/05 |
16 631 |
-2287 |
-1167 |
0,8791 |
0,9344 |
-0,1209 |
-0,0656 |
-0,0617 |
2005/06 |
15 631 |
-3287 |
-1000 |
0,8263 |
0,9399 |
-0,1737 |
-0,0601 |
-0,0969 |
2006/07 |
14 798 |
-4120 |
-833 |
0,7822 |
0,9467 |
-0,2178 |
-0,0533 |
-0,441 |
Учителя в общеобразовательных учреждениях |
||||||||
2002/03 |
1 719 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2003/04 |
1 684 |
-35 |
-35 |
0,9796 |
0,9796 |
-0,0203 |
-0,0203 |
-0,0204 |
2004/05 |
1 633 |
-86 |
-51 |
0,9499 |
0,969 |
-0,05 |
-0,0303 |
-0,0297 |
2005/06 |
1 594 |
-125 |
-39 |
0,9273 |
0,9761 |
-0,0727 |
-0,2388 |
-0,0226 |
2006/07 |
1 537 |
-182 |
-57 |
0,8941 |
0,9642 |
-0,1059 |
-0,0358 |
-0,0332 |
Учащиеся, приходящиеся на одного учителя |
||||||||
2002/03 |
11 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2003/04 |
10,6 |
-0,4 |
-0,4 |
0,9636 |
0,9636 |
-0,0364 |
-0,0364 |
-0,0364 |
2004/05 |
10,2 |
-0,8 |
-0,4 |
0,9272 |
0,9623 |
-0,0728 |
0,0377 |
-0,0264 |
2005/06 |
9,8 |
-1,2 |
-0,4 |
0,8909 |
0,9608 |
-0,1091 |
-0,0392 |
-0,0363 |
2006/07 |
9,6 |
-1,4 |
-0,2 |
0,8727 |
0,9796 |
-0,1273 |
-0,0204 |
-0,0182 |
Таблица 1. Показатели динамики численности учеников и учителей. (Продолжение)
Средний уровень ряда |
Средний абсолютный прирост |
Средний темп роста |
Средний темп прироста |
|
Учащиеся в общеобразовательных учреждениях |
13383,3 |
-750 |
0,9404 |
-5,96% |
Учителя в общеобразовательных учреждениях |
1307,8 |
-45,5 |
0,9724 |
-2,76% |
Учащиеся, приходящиеся на одного учителя |
10,225 |
-0,35 |
0,9665 |
-3,35% |
Таблица 2.Показатели динамики для государственных и негосударственных.
Год |
Численность |
Абсолютный прирост |
Темп роста |
Темп прироста |
Темп наращивания |
|||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
|||
Учащиеся в государственных и муниципальных учреждениях |
||||||||
2002/03 |
18372 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2003/04 |
17254 |
-1118 |
-1118 |
0,9391 |
0,9391 |
-0,0609 |
-0,0609 |
-0,069 |
2004/05 |
16098 |
-2274 |
-1156 |
0,8762 |
0,9330 |
-0,1238 |
-0,0669 |
-0,0629 |
2005/06 |
15113 |
-3259 |
-985 |
0,8226 |
0,9381 |
-0,1774 |
-0,0612 |
-0,0536 |
2006/07 |
14302 |
-4070 |
-811 |
0,7785 |
0,9464 |
-0,2215 |
-0,0536 |
-0,0441 |
Учащиеся в негосударственных учреждениях |
||||||||
2002/03 |
68 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2003/04 |
69 |
1 |
1 |
1,0151 |
1,0151 |
0,0147 |
0,0147 |
0,0147 |
2004/05 |
70 |
2 |
1 |
1,0294 |
1,0144 |
0,0296 |
0,0145 |
0,0147 |
2005/06 |
72 |
4 |
2 |
1,0588 |
1,0286 |
0,0588 |
0,0286 |
0,0294 |
2006/07 |
71 |
3 |
-1 |
1,0441 |
0,9861 |
0,0441 |
-0,0139 |
0,0147 |
Учителя в государственных и муниципальных учреждениях |
||||||||
2002/03 |
1701 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2003/04 |
1666 |
-35 |
-35 |
0,9794 |
0,9794 |
-0,0206 |
-0,0206 |
-0,0305 |
2004/05 |
1614 |
-87 |
-52 |
0,9489 |
0,9688 |
-0,0511 |
-0,0312 |
-0,0305 |
2005/06 |
1575 |
-128 |
-39 |
0,9259 |
0,9758 |
-0,0755 |
-0,0242 |
-0,0244 |
2006/07 |
1518 |
-183 |
-57 |
0,8924 |
0,9638 |
-0,1076 |
-0,0361 |
-0,0321 |
Учителя в негосударственных учреждениях |
||||||||
2002/03 |
18 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2003/04 |
18 |
0 |
0 |
1,0556 |
1,0556 |
0 |
0 |
0 |
2004/05 |
19 |
1 |
1 |
1,0556 |
1 |
0,0556 |
0,0556 |
0,0556 |
2005/06 |
19 |
1 |
1 |
1,0556 |
1 |
0,0526 |
0,0526 |
-0,003 |
2006/07 |
19 |
1 |
1 |
1,0556 |
1 |
0,0526 |
0,0526 |
0 |
Таблица 2.Показатели динамики для государственных и негосударственных.(Продолжение)
Средний уровень ряда |
Средний абсолютный прирост |
Средний темп роста |
Средний темп прироста |
|
Учащиеся в государственных и муниципальных учреждениях |
16200,5 |
-1017,5 |
0,0605 |
93,95% |
Учащиеся в негосударственных учреждениях |
70,125 |
0,75 |
0,0171 |
98,29% |
Учителя в государственных и муниципальных учреждениях |
1616,125 |
-45,75 |
0,0274 |
97,26% |
Учителя в негосударственных учреждениях |
18,625 |
0,75 |
0 |
100% |
Пример вычисления показателей динамики.
Абсолютный прирост базисный:Абсолютный прирост цепной:
Темп роста базисный: Темп роста цепной:
Темп приростабазисный: Темп приростацепной:
Темп наращивания:
Средний уровень ряда (моментный ряд с равностоящими датами) 6.13
Средний абсолютный прирост
Средний темп роста
Средний темп прироста
ВЫВОДЫ.
По рассчитанным показателям динамики можно качество организации процесса. Численность учащихся и учителей за данный период только уменьшается, качество образование становиться хуже, т. к. увеличивается количество учащихся на одного учителя. Выявлена тенденция к уменьшению учащихся в государственных учреждениях и увеличение в негосударственных. Такая же ситуация с учителями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев Е., Школьников В., МакКи М. Продолжительность здоровой жизни // Вопросы статистики – 2002 – №11.
2. Борисов В. Б. Социальная статистика [Текст]: учебно-методическое пособие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.