Основные различия житейских и научных психологических знаний. Основные задачи и отрасли современной психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

y

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

для студентов факультета математики и информатики

Раздел 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.  Общее представление о предмете психологии. Основные различия житейских и научных психологических знаний. Основные задачи и отрасли современной психологии.

2.  Место психологии в системе наук (Б.Г. Ананьев). Связь психологии с другими отраслями науки и сферами человеческой деятельности: философией, физиологией, медициной, педагогикой, методикой обучения математике и др.

3.  Объяснительные методологические принципы психологии (принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности, принцип единства сознания и деятельности, принцип единства аффекта и интеллекта).

4.  Основные требования к методам психологического исследования. Этапы психологического исследования. Классификация методов психологии.

5.  История (этапы) развития психологии и современные теоретические направления зарубежной психологии.

6.  Развитие психологии в России.

7.  Понятие психики. Функции психики. Критерии психического отражения. Стадии развития психики. Структура психических явлений.

8.  Понятие о сознании. Происхождение и развитие сознания человека. Структура сознания (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко).

9.  Сознание и бессознательное. Общая характеристика неосознаваемых психических процессов (Ю.Б. Гиппенрейтер).

10.  Личность и её психологическая структура (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

11.  Самосознание и его составляющие. Я-концепция и её структура. Самооценка и уровень притязаний личности.

12.  Потребности, их свойства и виды. Мотив и мотивация. Функции и виды мотивов. Эмоции и мотивы.

13.  Понятие и общая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Основные виды деятельности. Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев).

14.  Темперамент, его свойства. Теории темперамента.

15.  Понятие характера. Структура характера. Свойства и проявления характера. Формирование характера. Акцентуации и психопатии характера.

16.  Способности, их виды (Б.М. Теплов). Математические способности, их структура и развитие (В.А. Крутецкий).

17.  Способности и склонности. Способности и задатки. Одаренность, талант, гениальность.

18.  Внимание, его функции и виды.  Теории внимания.

19.  Ощущения и восприятие, их виды и свойства.

20.  Память, её виды и типы.  Процессы памяти. Теории памяти.

21.  Мышление и его виды. Теории мышления. Мышление и интеллект.

22.  Мыслительные операции и логические формы мышления.

23.  Мышление как процесс решения задачи. Этапы решения мыслительной задачи.

24.  Воображение, его виды и функции. Воображение и органические процессы.

25.  Творчество и креативность. Особенности творческого мышления.

26.  Речь, её виды и функции. Содержательные компоненты речи. Психология понимания.

27.  Эмоции, их виды и функции. Теории эмоций.

28.  Природа и структура волевого действия. Функции воли. Формирование воли.

Раздел 2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.  Предмет, структура и задачи возрастной психологии.

2.  Методы возрастной психологии и их специфика в сравнении методами общей психологии. Стратегии исследования развития ребенка («поперечный срез», лонгитюд, экспериментально-генетическая стратегия,[1] формирующая стратегия).

3.  Общие характеристики и типы развития. Процессы и области (виды) развития человека. Взаимодействие процессов развития.

4.  Основные факторы психического развития, их особенности и взаимодействие. Развитие человека как реципрокный процесс (модель экологических систем У. Бронфенбреннера).

5.  Проблема движущих сил, условий, источников и механизмов психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).

6.  Проблема соотношения наследственности и среды в развитии ребенка в разных психологических учениях (преформизм, эпигенез, конвергенция двух факторов, исследования культурантропологов, теории научения, психоанализ, когнитивная психология).

7.  Теория психосексуального развития З. Фрейда и эпигенетическая концепция Э. Эриксона: сходства и различия.

8.  Теория развития интеллекта (Ж. Пиаже).

9.  Теории нравственного развития (Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Джиллиган).

10.  Учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский).

11.  Учение о высших психических функциях (Л.С. Выготский).

12.  Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.

13.  Новорожденность как критический период. Психофизиологические особенности новорожденных. Врожденные рефлексы и их значение. Способность к научению.

14.  Центральное новообразование новорожденности. Другие новообразования данного периода развития. Особенности психической жизни новорожденного. Критерии окончания кризиса новорожденности. “Комплекс оживления” и развитие первых форм общения (М.И. Лисина).

15.  Социальная ситуация развития в младенчестве. Границы возраста. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Эффект госпитализма и его последствия. Предпосылки возникновения и развития речи.

16.  Кризис первого года жизни: его причины и симптомы. Социальная ситуация развития в раннем детстве.

17.  Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Социальная ситуация развития дошкольника.

18.  Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника, её структура и значение для психического развития ребенка. Этапы развития игры в дошкольном возрасте.

19.  Кризис семи лет: его сущность и особенности. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению и ее виды (компоненты).

20.  Социальная ситуация развития младшего школьника. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.

21.  Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления, роль в психическом развитии.

22.  Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Отрочество как этап жизненного пути. Понятие “подростковый кризис”. Социальная ситуация развития подростка.

23.  Основные новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии. Проблема интересов в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

24.  Понятие юности и ее возрастные границы. Основные подходы к юности в зарубежной психологии. Отечественные исследования периода юности. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период ранней юности.

25.  Периодизации психического развития взрослого человека. Возрастные кризисы зрелого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления. Взрослость и зрелость. Акмеология и ее значение для решения проблем возрастной психологии.

26.  Задачи развития взрослого человека (Э. Эриксон). Модель развития взрослых Р. Хейвигхерста.

27.  Проблема периодизация позднего возраста. Основные положения современной геронтологии. Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости.

28.  Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.

Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену

Общая психология:

1.  Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

2.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.

3.  Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.

4.  Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. – 511 с.

5.  Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2006. – 583 с.

6.  Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

7.  Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с. (см., в частности, Теории внимания, Теории памяти, Теории мышления, Теории

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
61 Kb
Скачали:
0