y
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
для студентов факультета математики и информатики
Раздел 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Общее представление о предмете психологии. Основные различия житейских и научных психологических знаний. Основные задачи и отрасли современной психологии.
2. Место психологии в системе наук (Б.Г. Ананьев). Связь психологии с другими отраслями науки и сферами человеческой деятельности: философией, физиологией, медициной, педагогикой, методикой обучения математике и др.
3. Объяснительные методологические принципы психологии (принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности, принцип единства сознания и деятельности, принцип единства аффекта и интеллекта).
4. Основные требования к методам психологического исследования. Этапы психологического исследования. Классификация методов психологии.
5. История (этапы) развития психологии и современные теоретические направления зарубежной психологии.
6. Развитие психологии в России.
7. Понятие психики. Функции психики. Критерии психического отражения. Стадии развития психики. Структура психических явлений.
8. Понятие о сознании. Происхождение и развитие сознания человека. Структура сознания (А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко).
9. Сознание и бессознательное. Общая характеристика неосознаваемых психических процессов (Ю.Б. Гиппенрейтер).
10. Личность и её психологическая структура (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).
11. Самосознание и его составляющие. Я-концепция и её структура. Самооценка и уровень притязаний личности.
12. Потребности, их свойства и виды. Мотив и мотивация. Функции и виды мотивов. Эмоции и мотивы.
13. Понятие и общая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Основные виды деятельности. Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев).
14. Темперамент, его свойства. Теории темперамента.
15. Понятие характера. Структура характера. Свойства и проявления характера. Формирование характера. Акцентуации и психопатии характера.
16. Способности, их виды (Б.М. Теплов). Математические способности, их структура и развитие (В.А. Крутецкий).
17. Способности и склонности. Способности и задатки. Одаренность, талант, гениальность.
18. Внимание, его функции и виды. Теории внимания.
19. Ощущения и восприятие, их виды и свойства.
20. Память, её виды и типы. Процессы памяти. Теории памяти.
21. Мышление и его виды. Теории мышления. Мышление и интеллект.
22. Мыслительные операции и логические формы мышления.
23. Мышление как процесс решения задачи. Этапы решения мыслительной задачи.
24. Воображение, его виды и функции. Воображение и органические процессы.
25. Творчество и креативность. Особенности творческого мышления.
26. Речь, её виды и функции. Содержательные компоненты речи. Психология понимания.
27. Эмоции, их виды и функции. Теории эмоций.
28. Природа и структура волевого действия. Функции воли. Формирование воли.
Раздел 2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Предмет, структура и задачи возрастной психологии.
2. Методы возрастной психологии и их специфика в сравнении методами общей психологии. Стратегии исследования развития ребенка («поперечный срез», лонгитюд, экспериментально-генетическая стратегия,[1] формирующая стратегия).
3. Общие характеристики и типы развития. Процессы и области (виды) развития человека. Взаимодействие процессов развития.
4. Основные факторы психического развития, их особенности и взаимодействие. Развитие человека как реципрокный процесс (модель экологических систем У. Бронфенбреннера).
5. Проблема движущих сил, условий, источников и механизмов психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).
6. Проблема соотношения наследственности и среды в развитии ребенка в разных психологических учениях (преформизм, эпигенез, конвергенция двух факторов, исследования культурантропологов, теории научения, психоанализ, когнитивная психология).
7. Теория психосексуального развития З. Фрейда и эпигенетическая концепция Э. Эриксона: сходства и различия.
8. Теория развития интеллекта (Ж. Пиаже).
9. Теории нравственного развития (Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Джиллиган).
10. Учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский).
11. Учение о высших психических функциях (Л.С. Выготский).
12. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.
13. Новорожденность как критический период. Психофизиологические особенности новорожденных. Врожденные рефлексы и их значение. Способность к научению.
14. Центральное новообразование новорожденности. Другие новообразования данного периода развития. Особенности психической жизни новорожденного. Критерии окончания кризиса новорожденности. “Комплекс оживления” и развитие первых форм общения (М.И. Лисина).
15. Социальная ситуация развития в младенчестве. Границы возраста. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Эффект госпитализма и его последствия. Предпосылки возникновения и развития речи.
16. Кризис первого года жизни: его причины и симптомы. Социальная ситуация развития в раннем детстве.
17. Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Социальная ситуация развития дошкольника.
18. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника, её структура и значение для психического развития ребенка. Этапы развития игры в дошкольном возрасте.
19. Кризис семи лет: его сущность и особенности. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению и ее виды (компоненты).
20. Социальная ситуация развития младшего школьника. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.
21. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления, роль в психическом развитии.
22. Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Отрочество как этап жизненного пути. Понятие “подростковый кризис”. Социальная ситуация развития подростка.
23. Основные новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии. Проблема интересов в переходном возрасте (Л.С. Выготский).
24. Понятие юности и ее возрастные границы. Основные подходы к юности в зарубежной психологии. Отечественные исследования периода юности. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период ранней юности.
25. Периодизации психического развития взрослого человека. Возрастные кризисы зрелого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления. Взрослость и зрелость. Акмеология и ее значение для решения проблем возрастной психологии.
26. Задачи развития взрослого человека (Э. Эриксон). Модель развития взрослых Р. Хейвигхерста.
27. Проблема периодизация позднего возраста. Основные положения современной геронтологии. Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости.
28. Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.
Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену
Общая психология:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. – 511 с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2006. – 583 с.
6. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с. (см., в частности, Теории внимания, Теории памяти, Теории мышления, Теории
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.