Основные понятия и сущность стратегического управления. Система стратегического управления и её структура. Стратегический анализ

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВПИ имени В. В. Куйбышева)

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Стратегический менеджмент

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

для студентов заочного отделения

                                                                                                                                           Одобрено

МК ИЭИ ДВГТУ

Протокол № __

   от «___» ______2005 г.

г. Владивосток

2005

Составитель:

© В.А.

© ИЭИ ДВГТУ,  г. Владивосток

Содержание

Введение. 6

1. Краткое тематическое изложение дисциплины.. 7

1.1. Основные понятия и сущность стратегического управления. 7

1.2. Система стратегического управления и её структура. 7

1.3. Стратегический анализ. 8

1.4. Выбор стратегии. 8

1.5Эталонные стратегии развития бизнеса. 10

1.6. Реализация стратегии. 12

2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы.. 16

2.1. Общие положения. 16

2.2. Организация работы.. 16

2.3. Структура курсовой работы.. 17

2.4. Темы курсовых работ и рекомендуемое содержание. 18

3. Перечень вопросов для итогового контроля. 22

Литература. 23

Приложение. 24

Введение

Особенностью современной экономической мысли является ее направленность на обеспечение рационального ведения хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, преодоление малой эффективности регулирования производства административными методами. Система управления хозяйственной деятельностью, отвечающая таким условиям, должна быть гибкой и эффективной. Это, в свою очередь, повышает требования к подготовке и переподготовке хозяйственных руководителей и предпринимателей с целю овладения ими в полной мере знаниями экономического механизма менеджмента.

Ускорение изменений в окружающей среде, делает необходимым для хозяйствующих организаций концентрировать внимание не только на внутреннем положении дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющую им учитывать изменения, происходящие в их окружении. Резкое возрастание значения стратегического управления в современном бизнесе обусловлено целым рядом причин: появлением новых запросов и изменением позиций потребителя, возрастанием конкуренции за ресурсы, интернационализацией бизнеса, достижениями науки и техники, развитием информационных сетей, широкой доступностью современных технологий и пр.

В соответствии с этим основной целью преподавания дисциплины "Стратегический менеджмент" является формирование у студентов необходимого объема теоретических знаний и практических навыков, предназначенныхп предназначенных для разработки экономической политики предприятий и организаций, предполагающей определение целей их деятельности и стратегии развития не только на  на ближайшую, но  и на  дальнюю  перспективы.

Данный курс разработан на основе изучения и анализа практических проблем систем  управления в нашей стране, а также на накна основе аналогичных дисциплин в университетах и школах бизнеса и программ подготовки менеджеров за рубежом. Дисциплина "Стратегический менеджмент" неразрывно связана с дисциплиной ''Менеджмент: теория организации и управления", а также с курсами ''Управление персоналом'', ''Маркетинг'', ''Финансовый менеджмент'', ''Инновационный менеджмент'',  ''Управление качеством'', и др. Она позволяет студентам освоить системное проектирование и обеспечение функционирования предприятий и организаций  в целом и их структурных звеньев.

1. Краткое тематическое изложение дисциплины

1.1. Основные понятия и сущность стратегического управления

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Понятие «Стратегическое управление» появилось в 60-е годы в целях разграничения понятий «оперативное управление» и «стратегическое управление».

Главной ведущей идеей введения  этого понятия, стала необходимость переноса внимания высшего руководства на влияние  окружающей среды, которое может привести к  поражению в конкурентной рыночной борьбе.

При стратегическом управлении каждый  временной этап прогнозируется с помощью системного проектирования, что позволяет  достичь желаемых целей в будущем.

1.2. Система стратегического управления и её структура

Исходным процессом стратегического управления считается анализ среды, так как он является базой для определения миссии и целей организации. Анализ среды предполагает изучение 3-х её составляющих:

1)  Макроокружения.

2)  Непосредственного окружения.

3)  Внутренней среды организации.

Макроокружение включает в себя такие компоненты:

Состояние экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природные ресурсы, социальное и культурные составляющие общества.

Непосредственное окружение анализируется по следующим компонентам:

Покупатели, поставщики сырья и материалов, конкуренты, рынок рабочей силы.

Внутренняя среда – это внутренний потенциал организации, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе. Основные компоненты внутренней среды – это, кадры, организация управления, финансы фирмы, маркетинг, организационная культура и структура.

Схематически структура стратегического управление представляет следующий вид:

Рис. 1 Структура стратегического управления

В итоге стратегическое управление можно рассматривать, как динамичную совокупность 5 взаимосвязанных  управленческих процессов, которые логически вытекают один из другого и между ними существует устойчивая обратная связь.

1.3. Стратегический анализ

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов.

Во всём многообразии факторов внешней  и внутренней среды, можно заметить их  разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства предприятия, и те, которые такому управлению не поддаются. Это разделение важно с точки зрения прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.

В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT- анализ. Применяя этот метод, удаётся установить линии связи между силой и слабостью, внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии дальнейшего развития предприятия, организации.

В процессе выработки стратегии развития необходимо учитывать

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
230 Kb
Скачали:
0