предоставить рекомендации по повышению эффективности в области повышения квалификации кадров.
Глава 1
Теоретические основы развития трудового потенциала
1.1.Виды и цель обучающей деятельности предприятия
С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:
подготовку новых рабочих;
переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
повышение квалификации.
1.1.Виды и цель обучающей деятельности предприятия
Цель деятельности предприятия (фирмы) в области обучения состоит в обеспечении:
надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);
условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;
возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.
1.1.Виды и цель обучающей деятельности предприятия
Задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации на предприятии:
1) выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
2) определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
3) правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
4) выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
5) изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
1.2.Профессиональная подготовка рабочих кадров
Групповая форма подготовки кадров
Курсовая форма подготовки кадров
При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов.
Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности изучаемой профессии и производственных условий.
Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте.
Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах либо в специализированных (в том числе, и лицензированных частных) учебных заведениях.
1.2.Профессиональная подготовка рабочих кадров
Препятствия на пути реализации концепции расширения вложения средств в человеческий капитал и подготовку квалифицированных кадров:
эффект от формирования квалифицированной рабочей силы не столь очевиден и часто отдален во времени;
не преодолена иждивенческая психология некоторых хозяйственных руководителей, привыкших ориентироваться на подготовку квалифицированных рабочих за счет средств госбюджета;
серьезные недостатки в налогообложении предприятий, когда остающихся у них средств просто не хватает для качественной подготовки кадров на договорной основе
1.2.Профессиональная подготовка рабочих кадров
Способы преодоления вышеописанных препятствий:
Регулирующее воздействие на предприятие, на его политику в отношении подготовки кадров может проводиться в тесной увязке с программой занятости, реализуемой на данной территории (в регионе), с различными формами территориальной организации подготовки кадров в лице таких субъектов управления, как федеральная служба занятости, администрация области (города);
Проведение соответствующих федеральных программ, и стимулирование заводской системы обучения путем выделения предприятиям различного рода субсидий целевого назначения (на создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров) при условии обеспечения соответствующих стандартов качества, дифференцированная налоговая политика
1.3.Переподготовка рабочих кадров
Переподготовка рабочих может осуществляться:
прямо на предприятии (конечно, если есть возможность сохранить рабочих, заняв их на других участках производства);
а также силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение – увольнение с предприятия).
1.3.Переподготовка рабочих кадров
Особенности организации процесса переподготовки непосредственно на предприятии:
наиболее широко она практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу;
необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников (в поисках лучшей работы, условий труда и т.п.);
переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля
1.3.Переподготовка рабочих кадров
Таблица 1.1– Переподготовка рабочих на новые и высвобождающиеся места