|
|
|
Новосибирская государственная академия водного транспорта
Кафедра « ТММ и ДМ»
ПРИВОД
ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА
Пояснительная
записка
ДМ КП 2003.12.01. ПЗ.
Студент ( ) Группа СЭ – 31
Руководитель
( )
Новосибирск 2003
г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание
Техническое
задание
|
|
Введение
|
4
|
1 Кинематический и
силовой расчет привода
|
5
|
2 Расчет зубчатой
передачи редуктора
|
6
|
3 Расчет деталей
редуктора
|
11
|
3.1
Проектирование валов редуктора
|
11
|
3.2 Расчет
тихоходного вала редуктора
|
13
|
3.3 Расчет
подшипников качения на тихоходном валу
|
16
|
3.4 Расчет
шпоночного соединения
|
16
|
4 Расчет ременной
передачи привода
|
18
|
5 Расчет муфты
|
21
|
6 Технико –
экономические показатели
|
21
|
Литература
|
23
|
Спецификация
редуктора цилиндрического
|
|
Спецификация
привода цепного конвейера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДМ КП 2003.12.01. ПЗ.
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
Изм.
|
Лист
|
№ докум.
|
Подп.
|
Дата
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Целью
курсового проектирования является расчёт и конструирование привода ленточного
конвейера:
-
электродвигателя
-
ременная передача
-
одноступенчатого зубчатого редуктора с
прямозубыми цилиндрическими колесами
-
муфты
-
плиты
|
|
|
|
|
|
|
|
ДМ КП 2003.12.01. ПЗ.
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
Изм.
|
Лист
|
№ докум.
|
Подп.
|
Дата
|
|
|
|
|
|
1. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ
РАСЧЕТ ПРИВОДА
1.1. Целью
кинематического и силового расчета Является определение мощности электродвигателя
и его подбор; определение общего и передаточного отношения привода и разбивка
его по ступеням.
Таблица 1.1
Наименование
параметров
|
Обознач.
|
Расчетные
формулы и указания
|
|
К.п.д. упругой муфты
|
η1
|
η1 =
0,985
|
|
К.п.д. пары подшипников качения
|
η2
|
η2 =
0,995
|
|
К.п.д. цилиндрической закрытой зубчатой
пары
|
η3
|
η3 =
0,97
|
|
К.п.д. ременной передачи
|
η4
|
η4 =
0,97
|
|
Общий К.п.д. привода
|
η0
|
η0 =
η1 η22 η32 η4
= 0,985 0,99520,972 0,97 = 0,86
|
|
Необходимая мощность двигателя, кВт
|
Nэ
|
Nэ = PV10 –3
/ η0
|
|
Диаметр делительной окружности тяговой
звездочкой, мм
|
D0
|
D0 = 150
|
|
Частота вращения ведомого вала, мин-1
|
nпр
|
nпр = 6000V/π D0 =
6000·0,7/3,14·150=89,1
|
|
Передаточное отношение ременной передачи
|
iP
|
iP =
2 – 4
|
|
Передаточное отношение одноступенчатого
редуктора
|
iРЕД
|
iРЕД = 1,6 – 8
|
|
Ориентировочное передаточное отношение
привода
|
i0
|
i0 = iP
· iРЕД = (2 – 4) · ( 1,6 – 8) = (3,2 - 32)
|
|
Ориентировочное частота вращения вала
двигателя, мин - 1
|
nЭ
|
nЭ
= nпр · i0 = 0,86(3,2 - 32) = (285 – 2851 )
|
|
Принятый двигатель
|
----
|
4А80В4/1415 – по рекомендациям
|
|
Характеристика двигателя
|
-----
|
N = 1,5 кВт, nЭ
= 1415
|
|
Передаточное отношение привода
|
i0
|
i0
= nЭ/ nпр =
1415/89,1 = 15,88
|
|
Распределение передаточного отношения по
ступеням привода:
|
|
|
|
ременная передача
|
iР
|
iР = 2,5
|
|
редуктор
|
iРЕД
|
iРЕД
= i0/ iР 15,88/2,5 = 6,3
|
|
1 – я ступень редуктора
|
u1
|
u1 = 6,3
|
|
1.2. Уточненные значения частот вращения и моменты на валах редуктора
Таблица 1.2
Вал
|
Частота
вращения (n), мин – 1
|
Крутящий
момент (Т), Н · м
|
Первый
|
n1 = (nЭ/iР)(1 – ζ) =
(1415/25)(1 – 0,0015) = 557,51 примем 558
|
Т1 =
9,55(N/ nЭ) iР · η4
· η2 = 9,55 · 103 (1,5/1415) · 2,5 · 0,97 · 0,995 =
24,42
|
Второй
|
n2 = n1/ u1 = 88,57
|
Т2 =
Т1 · u1 ·
η2 · η3 = 148,48
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДМ КП 2003.12.01. ПЗ.
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
Изм.
|
Лист
|
№ докум.
|
Подп.
|
Дата
|
|
|
|
|
|
2. РАСЧЕТ
ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ РЕДУКТОРА
2.1. Расчет
быстроходной ступени
2.1.1.Критериями
работоспособности закрытых зубчатых передач является прочность зубьев:
активных поверхностей и изгибная.
Расчет зубчатых
передач проводится в два этапа: проектировочный – из условий контактной
выносливости определяются основные размеры передачи и проверочный – при
известных параметрах передачи и условиях ее работы определяют контактные и
изгибные напряжения и сравниваются с допускаемыми по выносливости материала.
В результате проверочного расчета могут быть уточнены размеры передачи,
материал и термохимическая обработка зубьев колес.
2.1.2 Исходные
данные при расчете быстроходной ступени: T1 = 24,42 Нм, Т2 = 148,48 Нм,
η1= 558 мин – 1, u1=
6,3 ; с целью снижения шума зубчатая пара изготавливается с косозубыми
колесами. Согласно рекомендациям (см. табл. 3.1 и 3.2) принимаются материал и
термообработка шестерни и колеса: шестерня – сталь 40ХН, σВ = 920
МПа, σТ = 750 МПа, термообработка улучшение и поверхностная
закалка т. в. ч. НВ = 269 – 302 сердцевины, HRC = 50 –
поверхности; колесо – сталь 40Х , σВ = 900 МПа, σТ =
750 МПа, термообработка улучшение, НВ = 269 – 302. При этом обеспечивается
приработка зубьев.
2.1.3.Допускаемые
контактные напряжения при расчете на выносливость и перегрузки
Таблица 2.1
Наименование
параметров
|
Обознач.
|
Расчетные
формулы и указания
|
Предел контактной выносливости
поверхностей зубьев шестерни и колеса, Мпа
|
σHlimв1
|
σHlimв1= 17НHRC + 200 = 17 · 50 + 200 =
1050
σHlimв2= 17НHRC + 200 = 17 · 45 + 200 =
965
|
Коэффициент безопасности для шестерни и
колеса
|
SH
|
SH1 = 1,2 – для шестерни (закалка т.в.ч)
SH2 = 1,2 – для колеса (закалка т.в.ч)
|
Коэффициент, учитывающий шероховатость
поверхностей зубьев
|
ZR
|
ZR = 0,95 при Ra = 2,5 – 1,25
|
Коэффициент, учитывающий окружную скорость
|
ZV
|
ZV = 1
|
Коэффициент нагрузки в сутки по часам
|
Kсут
|
Kсут = 0,1
|
Коэффициент нагрузки в году по дням
|
Kгод
|
Kгод = 0,6
|
Срок службы в годах
|
L
|
L = 1,0
|
Число часов работы передачи за расчетный
срок службы, ч
|
t
|
t = 24Kсут · 365KгодL =
24 365 · 0,6 · 1,0 = 526
|
Число зацеплений зуба за один оборот
колеса
|
C
|
C = 1
|
Частота вращения шестерни, минˉ ¹
|
n1
|
n1 =558
|
Крутящие моменты, передаваемые шестерней в
течение соответствующих промежутков времени
|
Ti
ti
|
T1; t1
= 0,2t1 = 0,2 · 526 = 105,2
T2 = 0,6T1;
t2 = 0,3t1 = 0,3 · 526 = 157,8
T3 = 0,3T1;
t3 = 0,5t1 = 0,5 · 526 = 263
|
Эквивалентное число циклов перемены
напряжений зубьев шестерни и колеса
|
NНЕ
|
NНЕ1 = 60cn∑[( Ti/
T1)3ti] = 60·1· 558(1/1) 3·105,2 +
+(0,6/1)3·157,8
+ (0,3/1)3 ·263 = 4,9 · 106
NНЕ2 = NНЕ1/ u1 = 4,9 · 106 / 6,3 = 7,7· 106
|
Базовое число циклов перемены напряжений
|
NНС
|
NНС
= HB = 480, NHO = 85 · 106, NHO = 70 · 106,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДМ КП 2003.12.01. ПЗ.
|
Лист
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
Изм.
|
Лист
|
№ докум.
|
Подп.
|
Дата
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 2.1
Наименование
параметров
|
Обознач.
|
Расчетные
формулы и указания
|
Коэффициент долговечности
|
KHL
|
KHL = NНЕ/ NНС > 1 , KHL = KHL
= 1
|
Допускаемое контактное напряжение для
шестерни и колеса, МПа
|
σHP
|
σHP = σHlimв1/ SH1 ZR ZV KHL
σHP1 = 1050/1,2 · 0,95 · 1 · 1 = 831,25
σHP2 = 96,5/1,2 · 0,95 · 1 · 1 = 764
|
Выбираем наименьшей т.е σHP2
|
Допускаемое предельное контактное
напряжение зубьев колеса, как менее прочное, МПа
|
σHPmax
|
σHpmax =
2,8 σТ = 2,8 · 750 = 2100
|
2.1.4.Допускаемые напряжения изгиба при расчете на
выносливость и перегрузку
Таблица 2.2
Наименование
параметров
|
Обознач.
|
Расчетные
формулы и указания
|
Предел выносливости зубьев при изгибе
шестерни и колеса, МПа
|
σвlimв1
|
σвlimв1 = 600; σвlimв2 = 600
|
Коэффициент, учитывающий нестабильность
свойств материала шестерни и колеса
|
SIF
|
SIF1 = 1,75 – для шестерни (закалка т.в.ч)
SIF2 = 1,75 – для колеса (закалка т.в.ч)
|
Коэффициент, учитывающий способ получения
заготовки шестерни и колеса
|
SIIF
|
SIIF1 = SIIF2 = 1 – поковок и штамповок
|
Коэффициент безопасности для шестерни и
колеса
|
SF
|
SF1 = SIF1
· SIIF1 = 1,75 · 1 = 1,75
SF2 = SIF2
· SIIF2 = 1,75 · 1 = 1,75
|
Коэффициент, учитывающий влияние
двухстороннего приложения нагрузки
|
KFC
|
KFC
= 1 при одностороннем приложении нагрузки
|
Показатель кривой усталости
|
mF
|
mF =
9 – для зуб. колес со шлифованной передней поверхностью зубьев
|
Эквивалентное число циклов перемены
напряжений зубьев шестерни и колеса
|
NFE
|
NFE = 60cn∑[( Ti/
T1)9ti] = 60·1· 558(1/1) 9·105,2
+
+(0,6/1)9·157,8 +
(0,3/1)9 ·263 = 35 · 106
NFЕ2
= NFЕ1/ u1
= 3,5 · 106 / 6,3 = 5,5 · 106
|
Базовое число циклов перемены напряжений
|
NFO
|
NFO
= 4 · 106 – для всех сталей
|
Коэффициент долговечности для шестерни и
колеса
|
KFL
|
NFE > NFO,
KFL1 = KFL2 = 1
|
Допускаемые напряжения изгиба зубьев
шестерни
|
σFP
|
σFP = (σвlimв1/ SF) KFC KFL
σFP1 = (600/1,75) · 1 · 1 = 342
σFP2 = (600/1,75) · 1 · 1 = 342
|
Допускаемые предельное напряжение на
изгиб зубьев колеса, как менее | |