Рассказывание по игрушке. Особенности работы в возрастных группах. Виды игрушек. Требования к игрушкам для описания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема: Рассказывание по игрушке.

План.

Виды игрушек.

Виды занятий.

Особенности работы в возрастных группах.

Литература:

Короткова Э. Обучение детей рассказыванию.

Алексеева, Яшина. МРДР.

Тихеева Е., Соловьева О.И. Исследователи последних лет Ушакова О.С., Зрожевская А.А. в формировании СР на материале игрушек исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.

Виды игрушек:

  • Дидактические (матрешки, башенки, пирамидки)
  • Сюжетные (образные): куклы, машины, животные.
  • Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор
  • Наборы, составленные воспитателем: девочка, дм, курица; заяц и собака.

Для занятий надо использовать обновленные, но знакомые игрушки (новое платье, шапочка, мишка в машине, на стуле)

Виды занятий по игрушкам:

Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, с добавлением личного отношения к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

Описание может проходить в виде ДИ «Магазин игрушек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку».

Требования к игрушкам для описания:

Яркие, выразительные

Выделялись внешним видом

Чтобы о них можно было высказать свое мнение

Сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету)

ДИ на описание проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления.

Условия эффективности игры:  живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка.

Вид описания игрушки – отгадывание и загадывание загадок. Сначала учатся отгадывать, а затем составлять загадки-описание.

Пример:  для рассматривания внешнего вида детям предлагается 5-6 игрушек. Определяют цвет, форму, размер, материал. Появление игрушки может быть обыграно – почтальон принес посылку. Затем об одной дается загадка. Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушки перед их описание.

Сюжетные рассказы – повествование.

Виды:

1.  рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками.

2.  по отдельной игрушке – связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях игрушки

Единого взгляда на методику нет. Алексеева:

·  необходимо сформировать элементарное представление о структуре текста

·  связывать предложения в части высказывания

·  выделять объект (в описании), последовательно описывать части, свойства, качества, действия.

·  (в повествовании) выделять главную тему, развивать сюжет, соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Младший дошкольный возраст:

Задача: научить детей сосредотачиваться при рассматривании предметов, игрушек., научить отвечать на вопросы по описанию, с помощью воспитателя составлять 2-3 предложения об игрушке.

Методика:

  1. индивидуальные и подгрупповые беседы-разговоры (об игрушке дома)
  2. выбор игрушки
    1. проведение игры «Найди и опиши» (2 игрушки: кукла большая в пальто и берете и кукла маленькая в одеяле и коляске) – рассматривают – уточняют детали – сравнивают – активизируют словарь – «прячет» игрушку – предлагают детям найти по описанию воспитателя.  – обобщение ответов детей – воспитатель сам составляет рассказ.
    2.  «Скажи как я.»

  i.  2 игрушки одинаковые по содержанию, но разные по внешним признакам.

  ii.  2 игрушки разные по содержанию. Воспитатель описывает – ребенок описывает.

  1. предлагают повторить описание воспитателя
  2. совместное составление описания.
  3. рассказ воспитателя для детей с придумыванием сценок.
  4. использование стихотворений, рассказов, загадок.

Средний дошкольный возраст

Задача: закладываются основы для развития умения самостоятельно составлять описательные рассказы и повествование.

Последовательность составления рассказов:

  1. Рассматривание
  2. Уточнение внешнего вида и образа воплощенного животного
  3. Подбор словаря для уточнения, сравнения, определения. Даются образные слова (пугливый заяц)
  4. проводят лексическое упражнение.
  5. В процессе правильно организованного рассматривания дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. (вопросы воспитателем задаются в определенном порядке: от восприятия предмета в целом до выделения конкретных признаков)

Повествовательный текст вызывает затруднения. Детям необходимо дать возможные связи между предложениями.

    • Повтор слов: это котенок. Котенок пушистый.
    • Вопросно-ответная форма. (в вопросе содержится ключевое слово, правильная форма постановки слов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
41 Kb
Скачали:
0