Тема: Рассказывание по игрушке.
План.
Виды игрушек.
Виды занятий.
Особенности работы в возрастных группах.
Литература:
Короткова Э. Обучение детей рассказыванию.
Алексеева, Яшина. МРДР.
Тихеева Е., Соловьева О.И. Исследователи последних лет Ушакова О.С., Зрожевская А.А. в формировании СР на материале игрушек исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.
Виды игрушек:
Для занятий надо использовать обновленные, но знакомые игрушки (новое платье, шапочка, мишка в машине, на стуле)
Виды занятий по игрушкам:
Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, с добавлением личного отношения к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.
Описание может проходить в виде ДИ «Магазин игрушек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку».
Требования к игрушкам для описания:
Яркие, выразительные
Выделялись внешним видом
Чтобы о них можно было высказать свое мнение
Сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету)
ДИ на описание проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления.
Условия эффективности игры: живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка.
Вид описания игрушки – отгадывание и загадывание загадок. Сначала учатся отгадывать, а затем составлять загадки-описание.
Пример: для рассматривания внешнего вида детям предлагается 5-6 игрушек. Определяют цвет, форму, размер, материал. Появление игрушки может быть обыграно – почтальон принес посылку. Затем об одной дается загадка. Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушки перед их описание.
Сюжетные рассказы – повествование.
Виды:
1. рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками.
2. по отдельной игрушке – связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях игрушки
Единого взгляда на методику нет. Алексеева:
· необходимо сформировать элементарное представление о структуре текста
· связывать предложения в части высказывания
· выделять объект (в описании), последовательно описывать части, свойства, качества, действия.
· (в повествовании) выделять главную тему, развивать сюжет, соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Младший дошкольный возраст:
Задача: научить детей сосредотачиваться при рассматривании предметов, игрушек., научить отвечать на вопросы по описанию, с помощью воспитателя составлять 2-3 предложения об игрушке.
Методика:
i. 2 игрушки одинаковые по содержанию, но разные по внешним признакам.
ii. 2 игрушки разные по содержанию. Воспитатель описывает – ребенок описывает.
Средний дошкольный возраст
Задача: закладываются основы для развития умения самостоятельно составлять описательные рассказы и повествование.
Последовательность составления рассказов:
Повествовательный текст вызывает затруднения. Детям необходимо дать возможные связи между предложениями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.