Представляем краткую характеристику наиболее актуальных из них, описание «технологической цепочки» подготовки и проведения, а также основные этапы работы над сценарием мероприятий.
Праздник в жизни ребенка является ярким жизненным моментом. К особой психологической ценности детских праздников следует отнести то, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, так как для него личностно значим сам процесс празднования, который вызывает положительные эмоциональные переживания и создает систему творческого взаимодействия детей и взрослых.
Хорошо спланированный и подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость детям. Массовое праздничное действие активно влияет на эмоциональную сферу ребенка, вызывая сильные эмоциональные переживания, волнуют, пробуждают радость, гордость, восхищение, восторг, и накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь.
Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. К основной задаче праздника можно отнести создание у ребенка радостного настроения, формирование положительного эмоционального подъема и сформированности праздничной культуры, что позволит детям узнать о традициях праздника.
Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.
Поэтому хочется отметить важность того, что при организации праздника взрослым следует внимательно относиться к эмоциональным переживаниям детей, связанным с праздником.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
Можно выделить следующие этапы работы над праздником:
1 этап – предварительное планирование. Определяется вид праздника, его тематическая направленность, место и сроки проведения;
2 этап – работа над сценарием. Отбирается речевой материал с учетом индивидуальных особенностей детей, способностей и знаний; музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом.
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником. Когда сценарий готов, с детьми проводятся беседы о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если данный праздник уже проводился в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети более всего запомнили, и при необходимости, помогают детям вспомнить. Далее детям сообщают, кто будет присутствовать на празднике (родители, педагоги, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе определяются цель и задачи.
4 этап – репетиции. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. Продолжается также работа над сценарием: вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
5 этап – проведение праздника. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия, праздник начинается, проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
6 этап – подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
7 этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника.
На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Эффективному проведению праздника способствуют:
· объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
· отбор художественного материала;
· выбор эмоционально - выразительных средств;
· подбор исполнителей;
· коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Организуя детский праздник:
· необходимо рассматривать его как важную самостоятельную форму
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.