Образование товариществ собственников жилья (ТСЖ) требует создания системы, в которой владельцы жилого фонда и их представители действовали бы как заказчики услуг по содержанию, развитию и благоустройству. При этом поставщиками услуг становятся внешние организации (модель: заказчик - поставщик). Владельцы недвижимости и их управляющие заключают с внешними организациями договоры по содержанию недвижимости (зданий и участков земли). Это касается как муниципального жилого фонда, так и жилищных товариществ. Соответствующая муниципальная служба тоже должна стать заказчиком услуг от подрядчиков, деятельностью которых является содержание муниципального фонда.
Когда на рынке появляются организации, выполняющие задачи владения и содержания недвижимости, становится возможным выбирать и использовать их услуги на конкурсной основе, что повышает эффективность выполнения этих задач. Выбор подрядчиков на конкурсной основе позволяет достигать более высокого качества выполнения работ и снижения затрат. Приобретение услуг по содержанию муниципального и государственного жилого фонда является основным направлением в России. В современных условиях при содержании муниципальной недвижимости пользуются главным образом услугами, приобретаемыми от внешних организаций.
С целью демонополизации услуг по содержанию недвижимости создаются многочисленные организационные структуры, которые конкурируют между собой за рынок обслуживания объектов недвижимости.
Организация, осуществляющая управление жилым домом, представляет интересы владельцев жилья (жилищное товарищество, муниципальную службу или жилищную организацию). Она собирает арендную плату, коммунальные платежи за содержание недвижимости и управление и заключает договоры аренды со стороны владельцев. Управляющие недвижимостью с согласия владельцев заключают договоры с внешними организациями по осуществлению задач содержания и контроля их работы.
В России домоуправление частично осуществляется соответствующими муниципальными коммунальными службами. От муниципального управления к различным управляющим компаниям делегируются права на управление жилым фондом. Такие жилищные организации получают в управление одно или несколько жилых зданий.
6.3.3.1. История и опыт организации домоуправления в Финляндии
В Финляндии управление содержанием недвижимости организовано тремя способами: домоуправление как побочная деятельность владельца, управление жилым домом через контору домоуправления и домоуправление через обслуживающую компанию.
В небольших объединениях жильцов (одно здание) задачами управления занимаются проживающие в доме владельцы жилья в виде своей побочной деятельности. Конторы домоуправления могут быть сосредоточены как на управлении жилым домом, так и на содержании недвижимости. Если за домоуправление отвечает территориальное предприятие по обслуживанию недвижимости, оно осуществляет ремонтные работы и текущее обслуживание здания.
Уход за недвижимостью может быть организован следующим образом:
- система работы «дворник» (условное название технического работника по уходу за домом и придомовой территорией);
- содержание недвижимости собственными силами;
- привлечение внешнего предприятия по содержанию недвижимости;
Дворник конкретного здания осуществляет общее содержание недвижимости, осуществляет его техническое обслуживание, обслуживание придомовой территории и общую уборку.
Самостоятельное содержание предполагает выполнение работ добровольно (например, в коттеджах или в небольших одноэтажных зданиях).
Внешние предприятия по содержанию недвижимости работают на муниципальном и государственном уровнях, занимаются обслуживанием
одного или нескольких зданий, крупных комплексов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.