Транснациональная компания как основной субъект международного маркетинга. Динамика количества ТНК и их зарубежных филиалов

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

второй, полицентрической, стадии акцент делается на культурные и другие различия в предпочтениях потребителей на зарубежных, локальных рынках, в связи с чем определяются местные методы оценок и контроля маркетинговых действий при минимальном уровне обмена информацией между головной компанией и ее зарубежными отделениями. Полицентрическая управленческая философия отражает понимание корпоративным руководством различий в условиях внешней среды и того, что решения для зарубежных операций должны быть по возможности локализованы. Подразделения и филиалы в разных регионах и странах мира действуют исходя из местных условий и правил.

На третьем, геоцентрическом или глобальном, этапе активизируется сотрудничество головной компании с зарубежными отделениями в определении стандартов и процедур осуществления между-народного бизнеса, способствующих достижению международных и локальных целей. При этом данное взаимодействие не означает избыточной заорганизо-ванности и централизации и обеспечивается относительно небольшим числом подробно разработанных руководств по формулированию и осуществлению стратегии. Управленческие системы интегрированы на глобальной основе, высший мене-джмент очень подвижен и способен перемещаться из страны в страну, если в этом есть необходимость.

В терминах Перлмуттера, самыми этноцентри-ческими из всех являются японские транс-национальные компании. Их деятельность обычно тщательно контролирует материнская компания, иногда при значительном участии японского правительства. Японское министерство международной торговли и промышленности играет в руководстве иностранными филиалами японских компаний значительно более существенную роль, чем правительства стран Запада. В течение последних двадцати лет Японское министерство международной торговли и промышленности разработало целую серию планов, координирующих расширение заграничных филиалов японских фирм.

Классификация

Кроме того, ТНК часто делят на три больших группы:

1.  Горизонтально интегрированные ТНК – управ-ляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

2.  Вертикально интегрированные ТНК – управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.

3.  Раздельные ТНК – управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.

Олигополия

Во многих сферах мирового производства (например, в агробизнесе) крупнейшие компании представляют собой олигополии – производство контролируется тремя или четырьмя компаниями, доминирующими на рынке.

За последние два-три десятилетия 499 международные олигополии появились в автомобильной промышленности, в производстве микропроцессоров, в электронной промышлен-ности и в производстве других важных для мировой экономики товаров.

Особенно важной тенденцией становится возникновение конгломератов – компаний, произ-водящих одновременно множество различных типов продукции и услуг.

Примером может служить американская фирма «Р. Дж. Рейнольдс» – изготовитель сигарет «Винстон». Помимо прочих компаний, Рейнольдс владеет фирмами «Дель Монте» (фрукты), «Хьюблейн» (алкоголь), «Силэнд Сервисес» (судоходство), «Кен-таки Фрайд Чикен» (закусочные) и «Аминойл» (нефть и нефтепродукты).

Рост транснациональных компаний

Рост ТНК связан с обострением конкурентной борьбы на мировом рынке, стремлением к повышению доходности бизнеса за счет эффекта масштаба, оптимизацией систем управления и организации деятельности компании, внедрением международной маркетинговой стратегии по стандартизации предпринимательских усилий в области товарной политики, политики продвижения, сбытовой и ценовой политики на большинстве мировых рынков.

Чем объясняется рост транснациональных компаний?

Во-первых, это связано с тенденцией к интернационализации, свойственной совре-менным экономическим предприятиям. Компании, которые покупают и продают товары ради прибыли (а для этого они и существуют), поступали бы глупо, ограничивая свои операции рамками одной страны. Чем сильнее они заинтересованы в расширении, тем больший смысл имеет поиск прибыльных сфер вложения капитала, где бы они ни находились.

Во-вторых, организуя филиал за границей, фирма получает преимущества в виде дешевой рабочей силы, нередко при отсутствии профсоюзов.

В-третьих, обладание дочерними предприятиями в нескольких странах может открыть доступ к разнообразным природным ресурсам.

В-четвертых, транснациональные компании, имеющие дочерние фирмы на многих рынках, могут в ряде случаев получить преимущество при уплате налогов, распределяя прибыли между различными филиалами.

В-пятых, транснациональные компании имеют возможность не выпускать за рамки своей компании различные сделки, которые в ином случае могут стать источником нестабильности для компании. Интегрируя работу своих заводов и контор, расположенных в нескольких странах, они избегают зависимости от других компаний по части необходимых им материалов и услуг. Материнская фирма может установить свои собственные цены на товары и услуги, поставляемые друг другу ее дочерними предприятиями.

В-шестых, рост транснациональных компаний в течение последних лет обеспечивают современные достижения в области транспорта.

В-седьмых, рост транснациональных компаний в течение последних лет обеспечивают современные достижения в области связи.

Организационные структуры

Особенности организационных структур международных компаний можно

Похожие материалы

Информация о работе