Маневренность. Оценочные показатели. Минимальный радиус поворота автомобиля-тягача Rmin. Коэффициент использования сцепной силы колес kφi при повороте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 8 Маневренность

Определения Автомобиль должен иметь возможность существенно изменять направление движения на ограниченном пути. Это необходимо при маневрировании в местах погрузки и разгрузки на небольшой площади, на городских маршрутах, характеризующихся большим количеством (около 70%) поворотов на 90°. Иногда появляется необходимость в движении задним ходом или полном развороте, причем почти всегда имеющаяся для этого площадь ограничена. При необходимости большого изменения курсовою угла и маневрирования на ограниченной площади циклы поворота в качественном отношении почти во всех случаях движения идентичны. Изменение кривизны траектории во времени происходит почти непрерывно. Кривые К=f(t) имеют, как правило, одну точку максимума, или не большую площадку, где K=const, и две точки К=0, абсциссы которых определяют время цикла поворота. Маневренностью называется группа свойств, характеризующих возможность автомобиля изменять заданным образом свое положение на ограниченной площади в условиях, требующих движения по траекториям большой кривизны с резким изменением направлений, в том числе и задним ходом.

  • Оценочные показатели
  • Маневренность может быть охарактеризована следующими оценочными показателями:
  • минимальным радиусом поворота;
  • внешним габаритным радиусом поворота;
  • внутренним габаритным радиусом поворота;
  • поворотной шириной автомобиля по следу колес;
  • габаритной полосой движения;
  • удельной тяговой силой, необходимой для совершения поворота;
  • коэффициентом использования сцепной силы колес при повороте;
  • усилием на рулевом колесе при повороте управляемых колес на месте;
  • сложностью осуществления управляемого движения задним ходом.
  • Первые три показателя определяют при контрольных испытаниях автомобиля.

Минимальный радиус поворота автомобиля-тягача Rmin. Расстояние от центра поворота до оси следа переднего забегающего колеса при максимальных углах поворота управляемых колес обозначает Rmin. Для двухосного автомобиля-тягача при V<5 км/ч минимальный радиус поворота Rmin=L/(sinθнмах)(где θнмах- максимальный угол поворота переднего наружного управляемого колеса). Допустимый минимальный радиус поворота автопоезда, не должен превышать 12 м. Внешний габаритный радиус поворота R габ мах. Этот размер замеряют для тех же условий по точке автомобиля (например, буфер, переднее колесо), наиболее удаленной от центра поворота минимальный внешний габаритный радиус поворота, не должен превышать 12,5 м. Вычисляют по элементарным геометрическим формулам. Внутренний габаритный радиус Rгаб мin, определяют по точке, наиболее приближенной к центру поворота. Радиусы Rmin, Rгаб мах и Rгаб мin характеризуют площадь, необходимую для маневрирования и разворота автопоезда.

Поворотная ширина автомобиля по следу колес Вп. Разность самого большого и самого малого радиусов поворота по осям следов соответствующих колес (наиболее удаленного и наиболее приближенного к центру поворота) определяет Вп. Габаритная полоса движения Вгаб равна разности радиусов поворота точек наиболее удаленной и наиболее приближенной к центру поворота, т.е. Вгаб=Rгаб мах−R габ мin. Поворотная ширина и габаритная полоса движения характеризуют ширину коридора, необходимого при совершении крутых поворотов, а также возможность движения в проемах заданной формы и размеров. Официального нормирования этих показателей нет. В предложениях ЕЭС для автопоездов внутренний габаритный радиус поворота лимитируется и должен быть не менее 5,3 м. этими предложениями определяется величина допустимой га- баритной полосы движения автопоезда при повороте, равная 6,7 м. Удельная тяговая сила Фп при повороте. Необходимая для совершения поворота сила определяется отношением тяговой силы на ведущих колecax к силе тяжести автомобиля при повороте его с минимальным или близким к нему радиусом, а также с минимальной устойчивой скоростью Vмin≈5 км/ч. Чем меньше удельная тяговая сила, тем меньше нагружается двигатель при переходе автопоезда от прямолинейного движения к криволинейному с крутыми поворотами.

Коэффициент использования сцепной силы колес kφi при повороте. Коэффициентом kφi одного моста при повороте называется отношение

Похожие материалы

Информация о работе