Рис. 7.4. Основные этапы (виды) деятельности фирм в области информационных систем
Состав и взаимодействие фирм (организаций, предприятий) при создании, коммерческом распространении и эксплуатации ПИ представлен на рис. 7.5.
Рис. 7.5. Состав и взаимодействие фирм при деятельности в области программных средств
Проектирование ПИ выполняется в научно-исследовательских (НИИ) и проектных организациях.
Процесс проектирования предусматривает следующие стадии работ:
- предпроектная стадия, включающая в себя работы по технико-экономическому обоснованию целесообразности создания ПИ и разработку технического задания на проектирование ПИ;
- стадия эскизного проектирования, на которой принимаются предварительные решения по основным вопросам создаваемого ПИ (стадия выполняется только для особо сложных проектов);
- стадия технического проектирования, на которой принимаются все основные решения по разрабатываемой программе (кроме собственно создания текста программы);
- стадия рабочего проектирования, на которой создается и отлаживается программа и разрабатывается эксплуатационная документация для специалистов по эксплуатации и по сопровождению программы.
Две последние стадии могут быть объединены в одну стадию технорабочего проектирования (обычно для несложных ПИ).
Созданное ПИ после соответствующих испытаний передается для внедрения. В зависимости от организации товародвижения внедрение ПИ может осуществляться по разным организационным схемам:
• структурным подразделением самой фирмы-разработчика;
• специализированной организацией, выполняющей тиражирование и сопровождение ПИ у пользователей;
• специализированной фирмой по продаже ПИ во взаимодействии со специалистами по сопровождению ПИ и т. д.
Введенное в действие ПИ эксплуатируется затем фирмой-заказчиком (потребителем ПИ) в интересах конечных пользователей (например, пользователей служб электронной почты) или: применяется непосредственно конечными пользователями для решения своих задач (например, для выполнения бухгалтерских расчетов). Следует заметить, что хотя эксплуатация ПИ осуществляется на том или ином СВТ, функция эксплуатации СВТ и эксплуатации ПИ может выполняться разными субъектами. Часто ПИ проектируется к качестве элемента программного обеспечения создаваемой информационной системы.
Приведенная схема реализуется в полном объеме не всегда, поскольку функции проектирования, тиражирования, сопровождения и
эксплуатации ПИ могут быть объединены в разных сочетаниях в рамках меньшей номенклатуры фирм.
В зависимости от характера созданного ПИ различным образом может реализоваться его продажа:
- непосредственно от фирмы-проектировщика, обычно при создании ПИ по договору с конкретным заказчиком (цена в этом случае носит договорный характер);
- через дистрибьютерные фирмы, специализирующиеся на продаже программных продуктов (цена в этом случае соответствует оптовой договорной);
- через розничную торговую сеть по розничным ценам и т. д.
Состав и взаимодействие участников создания и внедрения ИС представлены на рис. 7.6.
Рис. 7.6. Состав и взаимодействие фирм при деятельности в области создания ИС
Проектирование ИС выполняется, как и в случае с ПИ, силами НИИ или проектных организаций.
Предусмотрены следующие стадии проектирования ИС:
- разработка концепции ИС, предусматривающая предварительную проработку и сопоставление альтернативных вариантов создания системы;
- разработка технического задания на проектирование ИС в соответствии с выбранным на предыдущем этапе вариантом;
- эскизное проектирование для предварительной проработки основных технических решений в случае проектирования особо сложной ИС (редко выполняемая стадия работ);
- техническое проектирование, предусматривающее принятие основных решений по техническому, программному, информационному и другим видам обеспечения системы;
- рабочее проектирование, в результате которого выполняется комплект рабочей документации на систему в целом и на ее подсистемы, включая обеспечивающие подсистемы (техническая, программная, информационная и др.).
При проектировании ИС довольно часто практикуется привлечение контрагентов по разработке ПО или технических средств для системы, поскольку основная фирма-разработчик не всегда располагает всеми нужными специалистами, оборудованием и опытом работ. Часть ПО для системы, как правило, может быть приобретена в готовом виде на рынке программных продуктов.
Внедрение ИС на объекте обычно осуществляется по очередям путем постепенного наращивания и развития ее подсистем. Важными моментами работ по внедрению ИС являются монтаж и наладка оборудования (вычислительных систем, локальных вычислительных сетей, систем передачи данных, офисного и специального оборудования, если это предусмотрено проектом, и т. д.) на площадке пользователя (заказчика), а также комплексная отладка программного обеспечения и формирование первоначальной информационной базы системы. Для выполнения такого рода работ часто привлекаются специализированные фирмы (организации).
В отличие от ПИ, создаваемые ИС практически всегда выполняются по договору с конкретным заказчиком и не поступают на рынок в готовом виде для свободной продажи. В то же время, широко развита практика создания типовых проектных решений по ИС с последующим их тиражированием для различных объектов одного класса. В качестве примера может быть названо тиражирование комплексной системы для органов управления малым городом на основе набора типовых проектных решений по отдельным системам и подсистемам. При этом обязательной составляющей работ по внедрению является привязка, т. е. та или иная доработка типового проекта к условиям конкретного объекта внедрения.
Эксплуатация созданной ИС обычно ведется силами специалистов организации-пользователя (заказчика). В зависимости от характера ИС эксплуатирующая систему фирма (организация, предприятие) одновременно может являться конечным пользователем (например, в случае внедрения системы управления предприятием) или сама оказывать услуги конечным пользователям с использованием возможностей ИС (например, при внедрении компьютерной системы в центре занятости населения).
Проблемы организации технического обслуживания и ремонта СВТиС, составляющих техническую базу у ИС, а также сопровождения ПО системы могут решаться различным образом. Для выполнения этих работ в процессе эксплуатации ИС чаще всего привлекаются внешние специализированные фирмы, но при этом простейшие виды ремонта и обслуживания СВТиС и сопровождения ПО выполняются силами специалистов, осуществляющих эксплуатацию системы на самом объекте внедрения.
Как и в случае предыдущих видов деятельности в информационном секторе, для ИС возможны и иные варианты распределения
ролей между участниками, прежде всего за счет объединения ряда функций в одной фирме.
В деятельности фирм рассмотренных групп 1 и 2 могут участвовать и другие субъекты информационного рынка:
• фирмы, реализующие лизинг оборудования (лизингодатели);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.