Норма и патология менструальной функции. Основы нейрогуморальной регуляции менструальной функции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

В О Е Н Н О –  М Е Д И Ц И Н С К А Я   А К А Д Е М И Я

Кафедра акушерства и гинекологии

Для преподавателей

Экз. N______

“УТВЕРЖДАЮ”

Начальник кафедры

акушерства и гинекологии

полковник медицинской службы

“……” ……………… 2000 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия по акушерству и гинекологии

N2

ТЕМА: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ МЕНСТРУАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

со слушателями 4 курса II, III, IV, V  факультетов

Обсуждена на заседании кафедры

“__”______________ 2000 г.

Санкт-Петербург,

2000 г.

Тема:   НОРМА И ПАТОЛОГИЯ МЕНСТРУАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Учебные группы слушателей 2, 3, 4, 5 факультетов

Учебные и воспитательные цели:

Общая цель занятия: научить слушателей распознаванию причин нарушений менструального цикла, методике обследования и установлению диагноза у больных с нарушением менструального цикла

Частная цель занятия: слушатели должны

1. изучить основы нейрогуморальной регуляции менструальной функции;

2. знать основные параметры нормального менструального цикла;

3. знать классификацию нарушений менструального цикла;

4. изучить основные методы обследования больных с нарушениями менструального цикла;

5. усвоить алгоритм действий при обследования больных с нарушениями менструального цикла;

6. уметь оценить данные базальной (ректальной) температуры, уровень гипофизарных и половых гормонов в сыворотке крови  (ЛГ, ФСГ, Пролактина, Эстрадиола и Прогестерона), уровня ТТГ, снимка турецкого седла, пробы на толерантность к глюкозе (сахарной кривой);

7. ознакомиться с особенностями специальных лабораторных, гормональных, инструментальных методик в процессе обследования больных с нарушениями менструального цикла.

Учебное время - одно занятие - 4 часа.

Учебно-материальное обеспечение :

1. Для проведения занятия необходимо иметь 2-3 больных с нарушениями менструального цикла.

2.  Литература:                  

Основная:

Цвелев Ю.В., ред. Практикум по акушерству и гинекологии. Л., ВМА, 1988.                                                                                               

Цвелев Ю.В., Скворцов В.Г., Кальченко А.П. Акушерство и гинекология. СПб., 1992.

Дополнительная:  Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. М., МИА, 1997.

Вихляева Е.М., ред. Руководство по эндокринной гинекологии. М., МИА, 1997.

Савельева Г.М., Сичинава Л.Г., ред. Акушерство и гинекология. Пер. с англ. М., ГОЭТАР Медицина, 1997.

Цвелев Ю.В., Кира Е.Ф., ред. Практический справочник акушера-гинеколога. Изд.-2. СПб., Стройлеспечать, 1997.

Баскаков В.П., Скворцов В.Г., Цвелев Ю.В. Организация и объем неотложной помощи при кровотечениях у акушерских и гинекологических больных. Л., ВМА, 1983.

Айламазян Э.К., Рябцева И.Т. Неотложная помощь при экстремальных состояниях в гинекологии. СПб., Гиппократ, 1992.

3.  Технические средства обучения: набор слайдов, таблиц, стенд - нарушения менструальной функции.

План проведения занятия и расчет учебного времени

№                        Учебные вопросы                                           Время (мин)

1. Введение                                                                                               5

2. Контроль исходного уровня знаний слушателей                             20

3. Контроль усвоения слушателями основных этапов

ориентировочной основы  действия (ООД)                                      20

4. Самостоятельная работа слушателей                                             30

5. Тематический обход                                                                           30

6. Клинический разбор  и текущий контроль знаний слушателей      60

7. Заключение                                                                                           5

8. Подведение итогов занятия                                                               10


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

Менструальная функция (МФ) является наиболее наглядным и важным проявлением специфических функций женского организма. Она тесно связана с репродуктивной. Основная задача женского организма - воспроизводство человеческого рода базируется на основе МФ. Поскольку специфические функции женщины обусловлены  гормональными процессами в организме - изучение закономерностей МФ  и её нарушений, методов диагностики и лечения последних, лежит в основе гинекологической эндокринологии.

Нарушения МФ встречаются у 30-40% женщин. Учитывая наличие значительного числа женщин-военнослужащих в рядах ВС РФ, а также женщин - членов семей военнослужащих, знание основных представлений о причинах, методах диагностики и способах лечения, объеме неотложной помощи и  организации мероприятий по оказанию специализированной помощи больным с нарушениями менструального цикла необходимо современному военному врачу.

2. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ  ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ

Проводится устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для данной темы основные знания:

1. Периоды развития женского организма.

2. 5 звеньев нейрогуморальной регуляции менструальной функции.

3. Роль гормонов гипоталамуса, гипофиза и яичников в регуляции менструального цикла.

4. Изменения, происходящие в эндометрии  под влиянием этих гормонов.

Периоды развития женского организма: перинатальный - допубертатный - пубертатный (полового созревания) - репродуктивный - климактерический - сенильный (старческий).

·  Перинатальный – включающий внутриутробный + 7 дней после родов. В этот период происходит закладка и формирование женской половой системы, определяемой  специфическим кариотипом 46ХХ. К моменту рождения полностью сформирована система регуляции половой системы, действующие в ней гормоны-регуляторы и органы-мишени половой системы;

·  Допубертатный (новорожденности и детства) – занимает период до 10 лет и продолжается до начала периода полового созревания. Система регуляции половой системы в этот период интактна, хотя процесс её медленного созревания продолжается;

·  Пубертатный (полового созревания) – занимает период от 10 до 16-18 лет. Он характеризуется ускоренным развитием и созреванием организма, происходящим под влиянием усиленной выработки гормонов. Важным моментом его является приход  первой менструации – менархе – свидетельствующий о вступлении девочек в качественно новую стадию полового развития и включении системы регуляции половой функции. Однако приход менархе ещё не означает наступления половой зрелости

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
285 Kb
Скачали:
0