В О Е Н Н О – М Е Д И Ц И Н С К А Я А К А Д Е М И Я
Кафедра акушерства и гинекологии
Экз. N______
“УТВЕРЖДАЮ” Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
“……” ……………… 2000 г. |
для проведения практического занятия по акушерству и гинекологии
N2
ТЕМА: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ МЕНСТРУАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
со слушателями 4 курса II, III, IV, V факультетов
“__”______________ 2000 г.
Санкт-Петербург,
2000 г.
Тема: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ МЕНСТРУАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Учебные группы слушателей 2, 3, 4, 5 факультетов
Учебные и воспитательные цели:
Общая цель занятия: научить слушателей распознаванию причин нарушений менструального цикла, методике обследования и установлению диагноза у больных с нарушением менструального цикла
Частная цель занятия: слушатели должны
1. изучить основы нейрогуморальной регуляции менструальной функции;
2. знать основные параметры нормального менструального цикла;
3. знать классификацию нарушений менструального цикла;
4. изучить основные методы обследования больных с нарушениями менструального цикла;
5. усвоить алгоритм действий при обследования больных с нарушениями менструального цикла;
6. уметь оценить данные базальной (ректальной) температуры, уровень гипофизарных и половых гормонов в сыворотке крови (ЛГ, ФСГ, Пролактина, Эстрадиола и Прогестерона), уровня ТТГ, снимка турецкого седла, пробы на толерантность к глюкозе (сахарной кривой);
7. ознакомиться с особенностями специальных лабораторных, гормональных, инструментальных методик в процессе обследования больных с нарушениями менструального цикла.
Учебное время - одно занятие - 4 часа.
Учебно-материальное обеспечение :
1. Для проведения занятия необходимо иметь 2-3 больных с нарушениями менструального цикла.
2. Литература:
Основная:
Цвелев Ю.В., ред. Практикум по акушерству и гинекологии. Л., ВМА, 1988.
Цвелев Ю.В., Скворцов В.Г., Кальченко А.П. Акушерство и гинекология. СПб., 1992.
Дополнительная: Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. М., МИА, 1997.
Вихляева Е.М., ред. Руководство по эндокринной гинекологии. М., МИА, 1997.
Савельева Г.М., Сичинава Л.Г., ред. Акушерство и гинекология. Пер. с англ. М., ГОЭТАР Медицина, 1997.
Цвелев Ю.В., Кира Е.Ф., ред. Практический справочник акушера-гинеколога. Изд.-2. СПб., Стройлеспечать, 1997.
Баскаков В.П., Скворцов В.Г., Цвелев Ю.В. Организация и объем неотложной помощи при кровотечениях у акушерских и гинекологических больных. Л., ВМА, 1983.
Айламазян Э.К., Рябцева И.Т. Неотложная помощь при экстремальных состояниях в гинекологии. СПб., Гиппократ, 1992.
3. Технические средства обучения: набор слайдов, таблиц, стенд - нарушения менструальной функции.
№ Учебные вопросы Время (мин) |
1. Введение 5 |
2. Контроль исходного уровня знаний слушателей 20 |
3. Контроль усвоения слушателями основных этапов |
ориентировочной основы действия (ООД) 20 |
4. Самостоятельная работа слушателей 30 |
5. Тематический обход 30 |
6. Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей 60 |
7. Заключение 5 |
8. Подведение итогов занятия 10 |
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ
Менструальная функция (МФ) является наиболее наглядным и важным проявлением специфических функций женского организма. Она тесно связана с репродуктивной. Основная задача женского организма - воспроизводство человеческого рода базируется на основе МФ. Поскольку специфические функции женщины обусловлены гормональными процессами в организме - изучение закономерностей МФ и её нарушений, методов диагностики и лечения последних, лежит в основе гинекологической эндокринологии.
Нарушения МФ встречаются у 30-40% женщин. Учитывая наличие значительного числа женщин-военнослужащих в рядах ВС РФ, а также женщин - членов семей военнослужащих, знание основных представлений о причинах, методах диагностики и способах лечения, объеме неотложной помощи и организации мероприятий по оказанию специализированной помощи больным с нарушениями менструального цикла необходимо современному военному врачу.
2. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ
Проводится устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для данной темы основные знания:
1. Периоды развития женского организма.
2. 5 звеньев нейрогуморальной регуляции менструальной функции.
3. Роль гормонов гипоталамуса, гипофиза и яичников в регуляции менструального цикла.
4. Изменения, происходящие в эндометрии под влиянием этих гормонов.
Периоды развития женского организма: перинатальный - допубертатный - пубертатный (полового созревания) - репродуктивный - климактерический - сенильный (старческий).
· Перинатальный – включающий внутриутробный + 7 дней после родов. В этот период происходит закладка и формирование женской половой системы, определяемой специфическим кариотипом 46ХХ. К моменту рождения полностью сформирована система регуляции половой системы, действующие в ней гормоны-регуляторы и органы-мишени половой системы;
· Допубертатный (новорожденности и детства) – занимает период до 10 лет и продолжается до начала периода полового созревания. Система регуляции половой системы в этот период интактна, хотя процесс её медленного созревания продолжается;
· Пубертатный (полового созревания) – занимает период от 10 до 16-18 лет. Он характеризуется ускоренным развитием и созреванием организма, происходящим под влиянием усиленной выработки гормонов. Важным моментом его является приход первой менструации – менархе – свидетельствующий о вступлении девочек в качественно новую стадию полового развития и включении системы регуляции половой функции. Однако приход менархе ещё не означает наступления половой зрелости
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.