Часть 2. Дифференцирование.
Контрольная работа №2. Цель данной контрольной работы помочь студентам в овладении навыками нахождения производных функций одной переменной. Операция нахождения производной называется дифференцированием функции. Производная функции y=f(x) обозначается либо , либо .
Сформулируем основные правила дифференцирования и приведем формулы производных основных элементарных функций:
1. 10.
2. 11.
3. 12.
4. 13.
5. 14.
6. 15.
7. 16.
8. 17.
9.
Отметим, что полезно запомнить частный случай формулы 5
.
Большое значение для вычисления производных различных функций имеет следующая теорема:
Теорема о производной сложной функции. Пусть где , тогда
или эта формула записывается в виде
Так, например, если , то формулы 5, 6, 10, 13 принимают вид:
5а.
6а.
10а.
13а.
Задача 1a.
Основная цель данной задачи проверить навыки дифференцирования сложной функции. Рассмотрим примеры.
Найти , где .
Приведем подробное решение этой задачи. (Мы предполагаем, что студенты к моменту выполнения контрольной работы изучили таблицу производных основных элементарных функций.)
Функция имеет вид , где .
Воспользуемся формулой производной сложной функции. Тогда
, где . Функция u(x) имеет вид , где . Получаем . Функция имеет вид , где . Получаем ==
=.
Теперь можем записать окончательный ответ
Ответ: =.
Отметим, что нет необходимости (если вы уверенно владеете техникой дифференцирования) при выполнении контрольной работы столь подробно проводить все выкладки.
Задача. Найти , где .
Используя последовательно формулы 10, 5, 6, 4 и 5, а также правило дифференцирования сложной функции, получим:
=
=.
Отметим, что все производные по промежуточным аргументам можно выполнять в уме и непосредственно давать готовый ответ.
Задача. Найти , где .
Ответ: .
Задача 1б.
Целью данной задачи является закрепления навыков нахождения производной произведения функций.
Задача. Найти , если .
Используя формулу производной произведения, получаем
.
Далее воспользуемся формулой производной сложной функции. Получаем
.
Вычисляя табличные производные, получаем ответ.
Ответ:
.
Как мы уже упоминали ранее, при уверенном владении техникой дифференцирования в контрольной работе нет необходимости приводить столь подробное описание.
Рассмотрим еще один пример.
Задача. Найти , если
Сначала воспользуемся формулой производной произведения, а затем формулой дифференцирования сложной функции:
==
=
=.
Приведем решение еще одного примера, где все промежуточные рассуждения проведены в уме.
Задача. Найти , если .
=
Задача 1в.
Целью данной задачи является закрепления навыков нахождения производной частного.
Задача. Найти , если .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.