Технология решения учебной задачи. Этапы решения. Пример решения учебной задачи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ  УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

НА БАЗЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПОЗНАНИЯ

1.  Общие положения

Закономерности процесса познания, как и закономерности любых других естественных процессов, проявляют себя независимо от желаний человека. Поэтому неуместны сужения о том, нужно или не нужно их использовать в ходе решения учебных задач. Неупорядоченное, не осознаваемое человеком проявление отмеченных закономерностей делает нас полностью зависимыми от законов природы. Наилучшие результаты будут достигнуты только при условии жесткой регламентации в вопросах осознанного использования законов процесса познания [1].

В ходе решения любой учебной задачи по любой учебной дисциплине проявляются следующие закономерности познания: восприятие разумом общего, постоянного, вечного в изменчивом явлении; восприятие явлений на уровне межэлементных связей; одностороннее восприятие явлений; «движение» мысли в любом направлении относительно шкалы времени; закономерность передачи мыслительных образов  от человека к человеку (от текста к человеку) посредством литературного языка и языка математики.

Процесс решения задачи проходит по замкнутому циклу от осознания абстрактного (искомого) ответа к ответу конкретному, верному с позиции реально имеющегося на практике. Этот процесс напоминает совместное использование известных методов познания - дедукции и индукции.

Четкой грани между этапами решения учебной задачи не существует по причине многовариантности специфических особенностей конкретной задачи.

Важным достоинством технологии решения задачи, основанной на законах познания, является то, что она непреклонно ведет к единственно верному решению (решениям), поскольку решение начинается с ответа и заканчивается ответом в конкретном значении. Способ решения задачи путем проб и ошибок почти полностью исключается. С другой стороны, использование метода проб и ошибок свидетельствует об отречении от предлагаемой методики.

2. Технология решения учебной задачи

Технология решения учебной задачи включает следующие этапы.

Первый этап. Уяснение условия задачи, тщательное воспроизведение в сознании мыслительного образа, иллюстрируемого текстом и символами условия задачи (предостережение: без «вживания» [2] в смысл задачи решающий может либо заужать мыслительную картину задачи, либо добавлять в нее нечто не заданное условием, либо может делать и то и другое одновременно, причем неосознанно).

Первый вводный этап решения задачи базируется на закономерности познания реальности на уровне связей (подробнее см. ниже) и на закономерности передачи мыслей от человека к человеку (от текста к человеку) посредством слова, шире  -  языка.

При выполнении этого этапа, заключающегося в усвоении условия задачи, кроме перевода текста условия задачи на «язык мыслительных образов» необходимо осознание заданных условием связей. Осознание связей – квинтэссенция осознания смысла нашего понимания. Вне связей понимание вообще не возможно. В простейших школьных задачах порой бывают заданы связи между искомым и остальными данными прямо в условии задачи, что до придела упрощает их решение.

Рекомендуется по возможности максимально трансформировать условие задачи по направлению к  искомому ответу, например, вводя обозначения исходных данных, соответствующее расчетным формулам по определению будущего ответа задачи. В дальнейшем придется обнаружить связи между искомыми и остальными данными из условия задачи. Выполнение предложенной рекомендации значительно упростит дальнейшее решение задачи.

В целом смысл этапа по усвоению условия задачи заключается в тщательном сохранении в сознании исходной картины задачи и строгом следовании этой картине. Если данное требование не будет выполнено, то дальнейшее решение задачи окажется ошибочным (не соответствующим исходным данным задачи).

Второй этап. Выявление конечной цели или искомого (искомых)  в задаче, выраженного в абстрактном мысленном виде [3].

Второй этап решения базируется на закономерности абстрактного восприятия реальности. В абстракции запечатлевается вневременное, вневидовое, внепространственное представление о явлении, в приложении к обсуждаемой проблеме – об искомом. Кроме того, на втором этапе решения проявляется закономерность целесообразного поведения человека. Разум изначально формирует целевое положение (в нашем случае оно дано в условии задачи и более привычно называется искомым или ожидаемым ответом) и только затем в этом направлении действует человек.

Второй этап характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, конечная цель решения задачи выявляется в абстрактном,  мысленном виде. Конкретный вид цели или ответа в задаче будет определен на последнем этапе решения.

Во-вторых, конечный итог решения задачи, как правило, заключается

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
83 Kb
Скачали:
0