Физическая культура и спорт как социальное явление
Учебное пособие для студентов непрофильных вузов
Минск БГЭУ 2007
Введение
Физическая культура и спорт с каждым годом занимают все более важное место в общественной жизни. Это обусловлено требованиями научно- технического прогресса. С одной стороны, снижается двигательная активность людей в быту и на производстве. Нехватка движения, гиподинамия – как ее характеризуют специалисты, приводит не только к ослаблению мышечных и костных тканей, но и к нарушениям в сердечно- сосудистой, дыхательной и других системах организма. С другой стороны, существенно возрастают нервно-психические перегрузки, которые неблагоприятно сказываются на нервной системе человека. В этих условиях физическая культура и спорт становятся важным средством сохранения здоровья, восстановления работоспособности, организации досуга и т.д.
В тоже время спортивные соревнования становятся все более популярным зрелищем, элементом культуры и шоу-бизнеса. Известные спортсмены все больше вовлекаются в политику и бизнес. Их слава и гонорары будоражат воображение обывателя.
Поэтому физическая культура и спорт становятся важным элементом социально-экономической политики. При этом сами понятия «Физическая культура», «Спорт», «Физическое воспитание» трактуются неоднозначно. В 1980 г. В.Евстафьев проанализировал 250 (!) определений физической культуры (I). Но и это не остановило дискуссий о сущности, социальных функциях и формах физической культуры и спорта. Профессор В.И. Столяров подчеркивает: «О сложности и дискуссионности данной социологической проблематики, которая вызывает особый интерес ученых, можно судить хотя бы по тем проблемам, которые касаются социальных функций, роли и значения современного спорта, особенно спорта высших достижений».(19, с 199)
Данная работа не претендует на исчерпывающий анализ этих вопросов.
Ее цель – дать системное представление о физической культуре и спорте как социальном явлении для студентов нефизкультурного профиля.
Выпускникам экономических вузов, на наш взгляд, важно иметь представление о структуре и социальных функциях физической культуры и спорта, т.к. в последующей профессиональной деятельности многим из них придется участвовать в разработке социально-экономической стратегии предприятий, регионов или государства в целом. При этом будут затрагиваться вопросы развития физической культуры и спорта. Грамотное решение этих вопросов во многом будет определяться знаниями этих специалистов.
Автор неоднократно публиковал материалы о социальной сущности Физической культуры и спорта (5, 6, 7, 15 и др.), а основные определения разработаны и опубликованы в Беларускай энцыклапедыi (т. 15, 16) и в Спортивной энциклопедии Беларуси.(4)
Понимание социальной сущности и значимости физической культуры возможно только в историческом контексте. Поэтому мы сделаем краткий исторический экскурс.
1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
Как свидетельствуют исторические исследования, причину возникновения простейших физических упражнений следует искать в материальной жизни общества, в частности, в необходимости подготовки человека к труду. В древности основной формой трудовой деятельности являлась охота, которая требовала определенных двигательных навыков и согласованности действий участников. Социальный способ передачи опыта по организации охоты от старых охотников молодежи осуществлялся посредством упражнений. Более того, способность мышления позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента начинается постепенное отделение ряда двигательных действий от производственной основы и превращение их непосредственно в физические упражнения. Первобытный человек осваивает бег на перегонки, прыжки через препятствия, метания копья на дальность или в цель.
Физические упражнения служили также для согласования действий всех охотников. Поэтому они постепенно стали усложняться, превращаясь в сокральные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.