Экскурс в историю современной западной социологической мысли. Общая характеристика современной западной социологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

,

СОЦИОЛОГИЯ

Часть 2

Экскурс в историю современной западной социологической мысли

Учебное пособие для студентов БГЭУ

Минск

2008

Общая характеристика современной западной социологии

Социология ХХ века характеризуется плюрализмом (многообразием) в исходных методологических принципах, подходах, методах и, соответственно, - в концепциях, теориях, направлениях. Взаимодействие между накапливающимися в ходе развития социологии направлениями также было различным и колебалось от острой конкуренции до признания взаимодополнительности.

Важнейшую роль в развитии социологии играли также достижения в смежных науках, общенаучная методология, а также, несомненно, социально-экономическая, политическая и социально-культурная ситуация каждого исторического периода. Начало ХХ века социология встречает с классическими теоретическими концепциями К. Маркса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, несущих на себе печать Х1Х столетия и одновременно проект новых научных и социально-политических концепций.

Например, идеи М. Вебера оказали влияние во многом развитию «теории социального действия и «понимающей» социологии, которые к середине ХХ века стали конкурирующими направлениями. Идеи К. Маркса, ставшие теоретической основой создания государственно-коммунистической ориентации на Востоке, одновременно развивались в контексте западной традиции в виде неомарксизма (к примеру, Франкфуртская школа).

В первой четверти ХХ века еще продолжаются поиски единого объясняющего фактора, в частности, в психологическом направлении (фрейдизм), но уже возникает масштабное эмпирическое направление. Последнее, хотя и не обладает теоретической однородностью, но несет в себе пафос поворота к практике, к жизни современного общества во всех ее проявлениях от организации промышленного производства до проблем армейских коллективов. Реальностью, таким образом, становится предсказанное еще О. Контом использование социологией методов точных наук для сближения ее с практикой. Обозначенные процессы не могли не вызвать множества новых проблем в развитии социологии. Еще острее ощущается потребность в единых методологических основаниях.

К середине ХХ века, во многом на базе общенаучной системной методологии, возникает влиятельная концепция Т. Парсонса, впитавшая в себе идеи теории социального действия, предшествующие разработке структурно-функционального направления и представшая как преемница позитивистского течения. Отличительной особенностью этой концепции, сохраняющей во многом свое влияние и по сей день (несмотря на критику), является позитивистский натурализм, рассматривающий индивида («актора») в качестве своеобразной производной социальной системы, а также неспособность объяснить механизмы развития общества. Серьезная критика и противостояние этому направлению просматривались как со стороны марксистской социологии, которая, к сожалению, из-за политических и идеологических ограничений в коммунистических странах постепенно превращалась в догму, так и со стороны той части западной социологии, которая обращалась в своем анализе, прежде всего, к активности субъекта, его сознанию, языку, его действиям.

Одним из влиятельных направлений подобного толка, восходящих к уже упомянутой «понимающей» социологии М. Вебера, является феноменологическое направление   (А. Щюц), этнометодология (Г. Гарфинкель), конструирование социальной действительности (П. Бергер, Т. Лукман). Наряду с упомянутыми важнейшими направлениями возникает множество социологических теорий, описывающих социальные институты, процессы (например, теория конфликта), культуры, религии и т.д.

Имеют место не только ответы на вызовы практики и времени, но и обращения к продуктивным моделям, основанным на аналогиях (также, как это происходило в середине и конце Х1Х в., когда общество сравнивалось с организмом). Так, появляются теории обмена (Дж. Хоманс), драматургический анализ (И. Гофман), сетевая теория (Х. Уайт) и др.

Конец ХХ века знаменуется появлением теорий почти философского звучания, которые пытаются обобщить на непротиворечивой основе накопленные социологией почти за два века идеи. К таким значимым теориям можно отнести концепцию «коммуникативного действия» немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса. Несколько менее масштабна, но также значима теория структурации английского социолога Э. Гидденса, рассматривающая интеграцию действия и структуры.

Наконец, нельзя не упомянуть еще об одном течении, затронувшем не только социологию, но и другие области гуманитарного знания, острая полемика с которым продолжается по сей день. Речь идет о радикальном постмодернизме (Ж. Бодрийяр), который принципиально отрицает саму возможность надежных методологических оснований, а следовательно, и возможность построения общезначимых теорий.

Эмпирическая социология

Эмпирическая социология возникла в связи с попыткой придать социологическому исследованию ту точность, к которой призывал еще Огюст Конт. Лидеры этого направления широко использовали методы, призванные быть

Похожие материалы

Информация о работе