Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»
Утверждаю Первый проректор ________________ «______» _____________ 2006 г. Регистрационный № ТД_____/баз. |
Учебная программа для экономических специальностей
высших учебных заведений
Минск
2006
Составители: Короткая Т.П. – профессор Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», д.ф.н., профессор; Криштапович Е.А. — доцент кафедры философии Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», к.ф.н., доцент.
Рецензенты: Павловская О.А. — заведующая отделом этики, эстетики и философии религии ИФ НАН Беларуси, к.ф.н., доцент; Трушко М.Н. — доцент кафедры философии Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», к.ф.н., доцент.
Рекомендована к утверждению в качестве базовой
Кафедрой философии Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
Протокол № _11____ от __18 мая 2006 г.
Методической комиссией по гуманитаризации учебного процесса, идеологической и воспитательной работе Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
Протокол № __5___ от _1 июня 2006 г.
Научно-методическим советом университета Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
Протокол № _____ от _21 июня 2006 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция данной программы основана на положении о том, что в мировой и национальной истории и культуре существуют две мощные традиции: религии и свободомыслия. Они выступают как альтернативы мировоззренческого выбора личности, соприкасаясь в социальном и культурном пространстве.
Рассматривая религиоведение как дисциплину культуроведческого цикла, центральное место в структуре программы авторы отводят религии и свободомыслию как социокультурным феноменам.
Программа курса предполагает изучение проблем теоретического религиоведения, истории религии и свободомыслия.
Программа ориентирована на светский характер образования в Республике Беларусь, соотносится с ситуацией современного мировоззренческого плюрализма и предполагает знакомство студентов с многообразием религиозных традиций мира.
Таким образом, целью обучения по данной дисциплине является приобретение знаний по истории и теории религии и свободомыслия, в том числе применительно к прошлому и настоящему Беларуси.
Настоящий курс решает следующие основные задачи:
— анализа религии как социокультурного явления;
— раскрытия системы функций религии;
— изучения структуры религии;
— характеристики статуса религиозных организаций в демократическом государстве;
— знакомства с многообразием религиозных традиций;
— характеристики свободомыслия как явления мировой культуры;
— анализа современной религиозной ситуации в Беларуси и современном мире.
В результате изучения курса студенты должны
знать:
— основные теоретические положения религиоведения;
— основные понятия религиоведения;
— персоналии истории религии и свободомыслия; уметь характеризовать:
— религию как социокультурное явление;
— секуляризацию как исторический феномен;
— религиозную ситуацию в мире и Беларуси; уметь анализировать:
— роль религии в жизни человека и общества;
— место религии в системе культуры;
— тенденции современной религиозной жизни в Беларуси;
На вводной и итоговой лекциях рекомендуется анкетирование студентов по теме "Мое отношение к религии".
Примерный тематический план курса «Религиоведение»
(30 часов) для студентов по специальности экономическая кибернетика, государственное управление
№ |
Тема |
Лекции |
Семинары |
Всего |
1. |
Введение. Предмет и задачи религиоведения. |
2 |
2 |
|
2. |
Феномен религии: современные парадигмы интерпретации. |
2 |
2 |
|
3. |
Религия и современность. Религия и другие формы общественного сознания. |
2 |
2 |
4 |
4. |
Народные и национальные религии и верования. |
2 |
2 |
|
5. |
Буддизм. |
2 |
2 |
|
6. |
Христианство: происхождение, сущность, основные конфессии. |
4 |
2 |
6 |
7. |
Ислам. |
2 |
2 |
4 |
8. |
Новые религиозные движения. |
2 |
2 |
4 |
9. |
Конфессиональная история Беларуси. |
2 |
2 |
4 |
Всего часов: |
20 |
10 |
30 |
Примерный тематический план курса «Религиоведение»
(18 часов) для студентов факультета права, факультета языковой подготовки, факультета маркетинга
по специальности хозяйственное и трудовое право
№ |
Тема |
Лекции |
Семинары |
Всего |
1. |
Введение. Предмет и задачи религиоведения. |
2 |
2 |
4 |
2. |
Феномен религии: современные парадигмы интерпретации. |
2 |
2 |
4 |
3. |
Религии классических цивилизаций древнего мира. |
2 |
- |
2 |
4. |
Мировые религии. |
4 |
4 |
8 |
Всего часов: |
10 |
8 |
18 |
Преподаватель имеет право варьировать сеткой учебных часов по видам занятий в зависимости от их общего количества, выделенного для изучения данного курса, а также особенностей осваиваемых студентами специальностей. В соответствии с этим планы семинарских занятий разрабатываются преподавателем самостоятельно с учетом специфики специальности.
Содержание курса
ТЕМА 1 . ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Актуальность курса, его предмет, цели и задачи. Религиоведение — наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования религии как социокультурного феномена. Многообразие исследовательских установок и подходов к изучению религии.
Представления о религии в античной мысли. Подходы к решению проблемы веры в средневековом богословии. Доказательства бытия Бога. Воззрения на религию в эпоху Возрождения.
Проблематизация религии в трудах французских просветителей.
Анализ религиозных феноменов в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель). Понятие религии в трудах Л. Фейербаха. Марксистская концепция религии.
Позитивистская методология и становление религиоведения как самостоятельной сферы знаний. Классические религиоведческие школы XIX — XX вв.
Основные подходы к пониманию сущности религии в гуманитарной мысли
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.