Социология науки как отрасль социологического знания. Социодинамика науки. Научная революция

Страницы работы

Фрагмент текста работы

мнению исследователей, удачно работающие лаборатории выбирают проблемы, требующие максимальной концентрации всех своих возможностей. Но не всегда выбранная проблема является изначально наиболее сложной и важной в данный конкретный момент. Именно в учете логики развития дисциплины, понимания того, какая проблема вскоре станет центральной, в подборе максимальных средств для ее продуктивного решения состоит удачный научный выбор.

Проблема тесной связи между способом распределения научных функций внутри научной группы и формой организации лаборатории, намеченная в исследованиях Лемэна, стала центральной в исследованиях Терри Шинна [3]. На примере исследовательских лабораторий в химии, информатике и физике автор проанализировал, какое влияние на модель организации научного труда оказывает содержание научной деятельности, определенная научная дисциплина. Были выделены три внутринаучных фактора — содержание научного исследования, базовое образование и форма социализации ученых, постоянство или изменение формы построения лаборатории с течением времени — и описаны три модели организации научного труда, отражающие разное влияние этих факторов на социальную структуру науки.

Рассмотрим подробнее выделенные модели.

           "Механическая модель": авторитарная позиция руководителя, сильно иерархизированная структура отношений в лаборатории, сопровождаемая делегированием определенных властных функций инженерам и техникам, формализованная и негибкая структура коммуникаций между членами лаборатории (официальные собрания), слабость неформальных отношений (и только между сотрудниками, находящимися на одной иерархической ступени), редкие контакты с другими лабораториями, разделение научных функций в соответствии со структурой власти (администрирование и управление, подготовка и реализация экспериментов), ограниченные возможности для карьеры. Подобная модель организации лаборатории наблюдается в химии, где научная деятельность имеет гипотетико-дедуктивный характер, а основной исследовательский метод состоит в многократном повторении экспериментов с целью фиксации наблюдаемых вариаций при изменении условий опыта. Задачу подготовки и осуществления опытов решают техники и инженеры лаборатории, а научные сотрудники обрабатывают получаемые результаты и формулируют теоретические выводы. Руководитель лаборатории осуществляет научное и административное руководство, обобщает все результаты, отвечает за материальное оснащение лаборатории.

           "Нежесткая модель": децентрализованность руководства (коллективность основных решений, связанных с выбором методологии и управлением исследованиями), символическая система иерархии власти, свобода и многообразие контактов (прямые контакты между руководителями и техниками, неформальное распространение информации, совместные проекты, включающие сотрудников из других лабораторий), разделение труда в зависимости от задач конкретного исследования (выделение отдельных временных подгрупп, отсутствие четко фиксированных научных функций, выполнение которых берут на себя разные сотрудники в соответствии с содержанием проекта), широкие возможности для карьеры. Подобная модель часто встречается в информатике. Научная деятельность здесь носит в основном теоретический характер и состоит в анализе и построении концептуальных и математических моделей. Выбор инструментов анализа довольно широк: используется и компьютер, и бумага с ручкой. За выполнение каждого проекта отвечают по крайней мере два сотрудника, но ход его реализации обсуждается коллективно. Инженеры и техники также вовлечены во весь творческий процесс. Для контроля валидности предлагаемой модели широко используется компьютер.

           "Органичная модель": централизованность, но с элементами коллегиальности руководства, гибкая структура иерархии отношений, дополнение формальных контактов неформальными подсетями коммуникации, стабильное разделение труда, но оставляющее возможность для изменений, необходимая мобильность руководства и уменьшение мобильности на уровне техников. Описанная модель отражает организацию лабораторий в физике, где деятельность имеет отчасти гипотетико-дедуктивный, отчасти концептуальный характер. В техническом плане используемые инструменты очень сложны, за их функционирование несут ответственность инженеры, которые также принимают участие в организации эксперимента и в обработке полученных результатов.

Т. Шинном было выдвинуто интересное предположение о том, что существует корреляция между учебными и научными заведениями, где проходил подготовку ученый, и формой организации лаборатории, где он работает в настоящее время. Согласно гипотезе автора, подготовка в определенных учебных заведениях способствует тому, что ученый, выбирая место работы, ищет лабораторию со схожим типом организации научной деятельности. Так, например, специалисты-химики готовятся в Политехнической школе и в Высшей школе в области физики и химии (Париж). Исследователи, закончившие эти вузы, предпочитают организационную модель лаборатории технической (по типологии Шинна).

В информатику приходят люди, прошедшие подготовку в основном в университетах, где образование носит в большей степени индуктивный характер, одобряется интеллектуальная независимость и свобода выбора научных проектов. Таким образом, привыкнув к неструктурированным, неформальным социальным и интеллектуальным контактам, выпускники выбирают лаборатории со слабо иерархизованной системой.

В физике, где лаборатории многочисленны и очень специализированны и где для решения проблемы необходимо привлекать представителей разных научных дисциплин, работают сотрудники, закончившие самые разные вузы. А подобное многообразие форм образования расценивается как благоприятный фактор для развития лаборатории.

В своих исследованиях Шинн продемонстрировал, что, вопреки данным, полученным при социологическом анализе организации, ни размер лаборатории, ни размер организации, ни запросы практики не играют определяющей роли в организационной структуре лаборатории. Таким фактором, согласно Шинну, является содержание научного труда и образование научных сотрудников. Подобные утверждения являются достаточно неоднозначными, и прежде чем делать обобщающие выводы, необходимо, говоря словами другого французского социолога Доминика Винка, "...пересмотреть результаты, ведь исследование проводилось

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
320 Kb
Скачали:
0