связи с этим перед дисциплиной стоят следующие задачи:
- изучить систему понятий социологии брака и семьи как науки;
- научиться применять эти понятия в анализе семейной ситуации в стране и регионе;
- ознакомиться с различными точками зрения и концепциями теоретического характера в фамилистике.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:
-- сущность семьи и брака;
-- особенности семьи как малой социально-психологической группы;
-- типы социальных отношений, характерных для семьи и брака;
-- факторы и мотивы браков и разводов;
-- факторы, которые способствуют планированию семьи;
-- взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, родственниками;
-- конфликты в семье и их причины;
-- факторы семейной интеграции и разобщенности;
-- связь семьи с другими социальными институтами;
-- исторические типы и формы брачно-семейных отношений и др.
В результате изучения курса студенты должны владеть следующими навыками:
-- проводить компаративный анализ состояния брака и семьи в разных странах:
-- выявлять и анализировать современное состояние брака и семьи, учитывать их особенности в белорусском обществе;
-- использовать методы социологического анализа для исследования проблем брака и семьи в современном белорусском обществе.
1. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ разделов и тем |
Название разделов и тем |
Количество аудиторных часов |
||
Всего |
ЛК |
ПЗ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раз-дел 1 |
Теория и история развития социологии брака и семьи. |
22 |
12 |
10 |
1.1 |
Социология брака и семьи как наука и учебная дисциплина. |
4 |
2 |
2 |
1.2 |
Понятие семьи: функции и структура. |
4 |
2 |
2 |
1.3 |
Становление социологии семьи как самостоятельной дисциплины. |
8 |
4 |
4 |
1.4 |
Развитие социологии брака и семьи в отечественной социологической мысли. |
6 |
4 |
2 |
Раз-дел 2 |
Социальная сущность семьи |
8 |
4 |
4 |
2.1. |
Исторические изменения семьи как социального института. |
4 |
2 |
2 |
2.2. |
Семейная социализация |
4 |
2 |
2 |
Раз-дел 3 |
Фамилистические процессы и структуры как объект социологического исследования |
28 |
16 |
12 |
3.1. |
Семейное единство, жизненный цикл семьи, взаимоотношения в семье. |
4 |
2 |
2 |
3.2. |
Брачный выбор |
4 |
2 |
2 |
3.3. |
Брак, семья и сексуальность. |
4 |
2 |
2 |
3.4. |
Репродуктивное поведение семьи |
4 |
2 |
2 |
3.5. |
Семейное поведение |
6 |
4 |
2 |
3.6. |
Методология и методы социологического исследования брака и семьи. |
6 |
4 |
2 |
Раз-дел 4 |
Основные проблемы и особенности развития современного института брака и семьи |
10 |
6 |
4 |
4.1. |
Теория институционального кризиса семьи. |
6 |
4 |
2 |
4.2. |
Семейная политика и ее принципы.. |
4 |
2 |
2 |
Итого |
68 |
38 |
30 |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ БРАКА И СЕМЬИ
Тема 1.1. Социология брака и семьи как наука и учебная дисциплина
Определение социологии брака и семьи как специальной отрасли социологической науки. Объект и предмет социологии брака и семьи, ее место в системе других социальных наук. Определение брака и семьи. Основные понятия структуры брачно-семейных отношений: исторические формы брака и семьи, принципы выбора брачного партнера, место поселения вновь образованной брачной пары. Макро. - и микросоциология семьи. Задачи социологии брака и семьи.
Тема 1.2. Понятие семьи: функции и структуры
Определение семьи. Семьеобразующие отношения. Отношения родителей–дети. Отношения супружества–родительства–родства. Пространственная локализация семьи.
Специфические и неспецифические функции семьи. Функциональный облик современной белоруской семьи.
Содержание категории «структура семьи». Историческая типология семейных структур. Особенности структуры семьи в разных обществах и в разные исторические периоды. Структура семьи в современной Беларуси.
Тема 1.3. Становление социологии семьи
как самостоятельной дисциплины
Античные мыслители о браке и семье: проект упразднения семьи Платона, элементарная теория патриархальной семьи Аристотеля. Научное осмысление роли брака и семьи в жизни общества немецкими философами 18-го—начала 19-го веков. Рассмотрение проблем брака и семьи, исходя из теории естественного права (И.Кант, И.Фихте). Концепция Г.Гегеля как высший этап развития взглядов о браке и семье в немецкой классической философии.
Французские социологи 19 века. О.Конт (1798 – 1857 гг.) и его представления о семье как основной общественной группе. Теоретические построения Ф.Ле-Пле (1806 – 1882 гг.), его эмпирические исследования семьи и новые методы ее изучения.
Идеи эволюционного развития брака и семьи в трудах американского антрополога Л.Моргана и немецкого исследователя Ф.Энгельса.
Функциональный подход к изучению семьи как социального института.
Вклад французского социолога-функционалиста Э.Дюркгейма и американского социолога Ч.Кули в социологию брака и семьи.
Анализ семьи как института и малой группы. Работы Р. Хилла. Типология теоретических парадигм Барелла и Моргана. Школа альтернативной социологии (А. Карлсон, Б. Бергер, Дж. Девис, П. Морган, Д. Пипеное).
Основные теоретические подходы в социологическом исследовании семьи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.